Оговоримся сразу: отношение к ним в охотничьей среде, мягко сказать, неоднозначное. Почти по всей Европе полуавтоматы либо вовсе запрещены для использования на охоте, либо емкость магазина законодательно ограничена двумя патронами, что, при сохранении всех недостатков полуавтоматического оружия практически сводит «на нет» его преимущества. Тотальный запрет на полуавтоматы действует в Африке, правда, подозреваю, что это связано вовсе не с проблемами охотничьей этики: власти на «черном континенте» очень подозрительно относятся к любому «милитари», которое не в их руках.

В России было довольно много шуму вокруг полуавтоматов. Если поднять оружейную литературу 10-15 летней давности, то почти все журналы и книги писали тогда в один голос, что нарезным полуавтоматам на охоте не место, что их использование негуманно, неэтично и просто неправильно.

Я, честно сказать, тоже не являюсь их поклонником, по крайней мере, для себя лично (и ниже постараюсь это мотивировать), однако российские правила охоты никаких запретов ни на их использование, ни на объем магазинов не содержат. Есть и еще одно соображение: при всем богатстве русского языка у нас слово «охотник» охватывает всех, кто в лесу с оружием – и промысловиков, и жителей северных и восточных окраин, для которых добытый зверь по-прежнему остается единственным источником мясного рациона, и обеспеченных любителей. А задачи (и, соответственно, средства их решения) у них совершенно разные. Если задача – добыть еды на зиму, то, согласитесь, разговор об этике делается малоосмысленным и говорить можно о максимальной эффективности при одновременном соблюдении закона. Что касается любителей, то полуавтомат – это, чаще всего, выбор начинающего охотника (хотя, конечно, есть масса и других примеров), и главная, иногда даже неосознанная мотивация – неуверенность в собственных силах, заблаговременное желание компенсировать несостоявшийся еще промах. Отчасти полуавтоматы, особенно наши внучатые племянники АКМа с огромными магазинами, эту задачу решают – не первым, так пятым зацепишь. В графе «побочные явления» при этом остаются многочисленные подранки и…сохраняющаяся неуверенность в первом выстреле, надежда не на себя, а на чудо-оружие. Статистика личного моего общения говорит о том, что большинство с обретением опыта начинает отдавать предпочтение другому оружию. Есть, конечно, и опытные и приличные стрелки – «мясники», душа которых поет, когда удается навалять гору мяса. Что ж, если есть лицензии и деньги…

Я предлагаю руководствоваться нехитрой идеей «раз законно, значит, этично» и далее обсуждать плюсы и минусы не людей с полуавтоматами в руках, а, собственно, полуавтоматов..

Попробуем оценить их преимущества и недостатки по сравнению с нарезным оружием других видов.

Главный плюс, естественно, многозарядность и, соответственно, возможность очень быстро производить выстрелы. По этому параметру, как уже было сказано, наши полуавтоматы «впереди планеты всей». Десяти мощных выстрелов в одном магазине (почти очереди) нет ни у кого – иностранные производители на охотничьих карабинах устанавливают магазины, максимум, на четыре патрона. Но и это – огромное преимущество, когда мимо «пролетает» из загона стадо кабанов. Ну а СКС позволяет открывать «квадратно-гнездовой» огонь по лосю на открытом пространстве с дистанции в пятьсот, а то и поболее, метров.

Второй, не менее важный плюс состоит в том, что можно быстро стрелять, не изменяя при этом изготовки. Любое передергивание затвора «уводит» карабин в сторону. Конечно, «уводит» его и сама по себе отдача, однако несколько большая (в сравнении) масса полуавтоматов вкупе с подвижными частями газоотводного механизма уменьшают энергию отдачи. Меньшая отдача, а, значит, и меньшее подбрасывание ствола при выстреле, позволяют быстрее вернуть оружие на траекторию цели.

Однако, как известно, наши недостатки – это, зачастую, продолжение наших достоинств. Газоотводный механизм обязан быть довольно мощным, а значит и тяжелым – полуавтомат по определению будет тяжелее своего «болтового» собрата. Кроме того, это оружие имеет по определению худший баланс – дополнительный вес сосредоточен в передней части оружия. Более того, если сравнивать нарезной полуавтомат не только с затворным многозарядным карабином, но и с другими видами нарезного оружия – с одноствольными переломными штуцерами, карабинами с блочными затворами, а даже с двуствольными штуцерами, имеющими нарезные стволы разных калибров, то в весе, балансе и управляемости полуавтоматы будут проигрывать еще больше. Баланс карабина с продольно скользящим затвором, даже и без газоотводного механизма, непременно хуже, чем у карабина переломной конструкции или с блочным затвором, поскольку у последних ствол расположен ближе к стрелку на длину патрона и самого затвора.

Упрекают полуавтоматы и за невысокую кучность. Что есть, то есть. По общепринятым нормам – выше одной угловой минуты должна быть кучность у снайперских винтовок. Кучность лучших многозарядных карабинов с продольно скользящим затвором приближается к одной угловой минуте (29 мм на 100 м). Для полуавтоматического карабина этот показатель – примерно в два раза хуже. Это объясняется тем, что наличие газоотвода нарушает симметрию ствола, в результате его колебания значительно различаются от выстрела к выстрелу. Ясно, что серьезно ни о каком свободном вывешивании ствола здесь говорить нельзя. Однако, надежная кучность 40 – 50 мм на 100 м (или 100 мм на 200м) это, положа руку на сердце, совсем не худо.

Третий аргумент «против» – сложность, а значит автоматически и меньшая надежность. Тоже небеспочвенное утверждение. Если в обычном ружье экстракцию стреляной гильзы и досылание очередного патрона мы делаем, ощущая величину сопротивления нашим замыслам, то полуавтомат производит эти действия всегда со всей своей взрывной силой. Неправильно, или излишне трудно идущий в ствол патрон в обычном оружии не вызывает проблем. Взял другой патрон, и все. Если же нестандартный патрон попал в полуавтомат, последствия могут быть очень серьезными. Вероятно, поэтому никому пока не пришло в голову сделать полуавтомат для охоты на зверей из большой африканской пятерки.

Еще одна грустная конструктивная особенность полуавтоматов, особенно, отечественных – отправляя в ствол первый патрон необходимо резко «бросить» вперед затвор. Регулярная история: охотники подъехали к месту проведения загона, распорядитель командует «не шуметь», новичок плавно досылает патрон (а как еще: и в наших, и в импортных полуавтоматах резкий досыл производится со страшным грохотом) – все, приехали! Карабин заклинило, выковыривать патрон на морозе трудно, несподручно, да и нечем, товарищи злобно чертыхаются, т.к. загонщики должны двинуться с минуты на минуту…

Кстати, о морозе: при среднем, в 10-15 градусов, полуавтомат работает ничуть не хуже, чем его болтовые и переломные коллеги. Но если за 25, могут быть проблемы.

И, наконец, последнее: полуавтоматические карабины гораздо более чувствительны, чем иное нарезное оружие, к качеству боеприпасов и уходу. Тут можно только порекомендовать использовать качественные патроны и следить за своим карабином и своевременно чистить. Чистится газоотводная автоматика значительно хлопотнее, чем любое другое оружие, да и причиндалы нужны специальные.

Остановимся поподробнее на некоторых моделях самых известных производителей.

До сравнительно недавнего времени выбор был более чем ограничен: помимо отечественных конверсионных предприятий, наводнявших рынок все новыми моделями и калибрами, один только Browning со своим Bar II поддерживал любителей много и быстро стрелять на охоте. Сейчас ситуация принципиально изменилась. Сначала Hekler&Koch, затем Benelli, Verney-Carron и даже прославленный производитель оружия для «правильной охоты» – Merkel представили свои новые модели полуавтоматических карабинов. Что-то поменялось в представлении о правильности и по ту сторону Буга.

Hekler&Koch

Представлен на нашем рынке двумя моделями – Hekler&Koch SL8 и Heckler&Koch SLB 2000. Первый карабин – типичный представитель стиля «милитари». Его ложа и магазин выполнены из высокопрочного пластика. Как и положено тактическим карабинам, имеет стандартный набор планок для установки дополнительного оборудования,. Калибр предлагается только один – .223.

SLB 2000 – это уже классический самозарядный охотничий карабин с отъемным магазином на 2 или 4 патрона под калибры .308 Win, .300 WinMag и 9,3х62. Совсем недавно появилась модель SLB 2000 Taсtik.

Browning BAR

Самый распространенный у нас импортный самозарядный карабин. Его конструкция ведет свою историю от знаменитого ручного пулемета 20-30-х годов. Карабин выпускался и выпускается в вариантах BAR; BAR II; Light и Evolve, BAR Long Trac, Bar II Light Prima. Эти модели, имея общую конструкцию, отличаются длинной ствола, материалом ложи, ствольной коробки, массой и внешним видом.

Карабин выпускается в калибрах от .243Win до .338WinMag. Масса карабина от 3,15 с дюралевой ствольной коробкой, до 3,75 кг у винтовок под магнум-калибры. Магазин встроенный или отъемный на 2, 3, 4 или 10 (для России) патронов. Из рядовых BAR, оснащенных фирменной патентованной насадкой BOSS (Ballistic Optimizing Shooting Sistem) можно получить отличную кучность 1-1.5 угловых минуты.

Эта насадка дает возможность улучшать кучность стрельбы в зависимости от используемого боеприпаса.

Недостаток – довольно сложная разборка.

Benelli Argo

Пару лет назад буквально ворвался на наш рынок, со свежим для своего времени дизайном и отличной эргономикой. Фирма производит три весьма различающихся модели:Argo, Argo Comfortech, Argo Special.

Карабины выпускаются в калибрах .308 Win, .30-06, .300WinMag., 9,3х62 и 7х64. Газоотводная камера в этих карабинах расположена очень близко к патроннику, что позволило снизить общий вес, улучшить баланс и разработать оригинальный дизайн карабина. На все модели карабина устанавливаются стволы из криогенно обработанной стали. Затвор запирается поворотом на три боевых упора. Магазин отъемный на 2, 4 или 9 патронов. Масса карабина составляет всего 3,25 кг – показатель, вплотную приближающийся к болтовым карабинам этого калибра. Кроме того предусмотрена возможность изменения бокового отвода и погиба ложи. Модель Argo Comfortech обеспечивает максимальный комфорт при стрельбе за счет использования особой конструкции пластиковой ложи и специального эластичного материала для затыльника и регулируемого верхнего гребня приклада.

Merkel

SR1 – настоящая революция, если не в мире полуавтоматического оружия, то, по крайней мере, в самом «Меркеле», который десятилетиями занимался исключительно переломным «правильным» оружием и даже болтовых винтовок не выпускал. А тут сразу полуавтомат! На выставке «Оружие и Охота», недавно прошедшей в московском «Гостином Дворе», были показаны различные варианты этой модели. Карабины выглядят очень сбалансированными, с хорошей эргономикой. Дизайнерам удалось создать впечатление легкой гармоничной конструкции. Плавные «зализанные» линии и поверхности позволяют ловить меньше пыли и грязи, а также меньше цепляются за одежду охотника и ветви деревьев. Разработчики использовали материалы применяемые в авиационной технике. Система газоотвода способна к самоочистке. Патронник запирается затвором на шесть боевых упоров, расположенных в два ряда. Пока, к сожалению, опыта реальной эксплуатации карабина Merkel SR1 нет, поэтому мы можем говорить о нем, ссылаясь на производителя. А производитель обещает «потрясающую надежность» своего оружия, подтверждая это проведением теста на 1500 выстрелов в калибре 9,3х62 с пулями различной конструкции.

Модель SR1 изготавливается в самых популярных калибрах для охоты: 7×64, .30-06,

.308 Win., .300 Win.Mag., 8x57IS, 9.3×62

Sauer

Sauer 303, на мой приватный взгляд, самый красивый из всех появившихся в последнее время полуавтоматических карабинов. Самобытный, непохожий ни на кого, дизайн, полностью соответствующий эстетике фирмы Sauer. Карабин отвечает самым высоким требованиям безопасности. Кроме автоматической блокировки ударника при не полностью закрытом затворе, у него есть внешний нагнетатель боевой пружины, работающий совершенно бесшумно. На ствольной коробке выбраны пазы для установки оптического прицела. Карабин выпускается в модификациях Classic и Elegance, в калибрах 7 x 64, .30-06, 8×57 IS, 9,3 x 62, .300 Win. Mag. Он имеет массу 3,25-3,35 кг, высокое качество отделки и подгонки. «Зауер» изготавливает карабины и поиндивидуальному заказу. При этом могут быть три варианта формы ложи, десять уровней качества ореха, включая и очень красивую корневую древесину. Металлические части могут быть украшены гравировкой, характер и сюжет которой согласуется с заказчиком.

Verney-Carron

Новый, пока еще малоизвестный игрок на нашем рынке. Оружие этой марки позиционируется как качественное и сравнительно недорогое. Verney-Carron

Impact® NT –полуавтоматический карабин с перезаряжающийся газоотводом. Имеет ствол длинной 52 см. с двумя типами прицельных планок. Патронник запирается поворотом затвора на шесть боевых упоров (в два ряда по три). При выстреле затвор фиксируется дополнительно патентованной системой S.T.A.R. (Systeme Technique Anti Rebond). Ложа из ореха, на коробке – гравировка. Карабин выпускается в калибрах .30-06, 7×64, 7mm Rem Mag, 300WinMag. Благодаря использованию эргала для изготовления ствольной коробки, масса карабина всего 3,15 кг.

Remington

Единственная представленная на нашем рынке модель – Remington 7400. Это, что называется, крепкий середняк добротного изготовления. Предлагается в калибрах .243Win, .270Win,.308Win и .30-06 – в общем, все, что любят американцы. Масса винтовки около 3,5кг, магазин встроенный всего на 2 патрона. Выпускаются варианты «вороненый в дереве» или «нержавейка в пластике».

Разумеется, на мировом рынке есть и другие производители нарезных охотничьих полуавтоматов (в качестве примеров перечислю лишь Winchester, Ruger, CZ). Однако у нас они не частые гости, а принципы их работы аналогичны описанным выше, поэтому специально на них останавливаться не имеет смысла.

Похожая запись

Добавить комментарий