Кавказский кинжал, который большинству любителей оружия известен как “кама” (что неверно, поскольку это всего лишь черкесское название единого для Кавказа типа кинжала), имея в целом общую для этого региона форму и конструкцию, тем не менее заметно отличался характерными сугубо “этническими” деталями и чертами: сегодня специалисты могут довольно быстро и безошибочно, к примеру, отделить дагестанский кинжал от грузинского, армянский – от турецкого и т.д.

Осетин с длинным кинжалом (В. Рамонов, фото конца XIX века).
Осетин с длинным кинжалом (В. Рамонов, фото конца XIX века).

Но среди всего этого разнообразия особняком стоят дагестанские кинжалы, которые Э.Г. Аствацатурян в своем классическом труде “Оружие народов Кавказа” относила в отдельную группу оружия с длиной клинка 40 – 48 см и шириной 4-5 см, отмечая, что “такие крупные кинжалы изготовлялись для высокорослого заказчика”. Однако в XIX веке эти длинные и широкие кинжалы определялись более четко: современники их называли лезгинскими.

Военный хирург Н. Пирогов, описывая различия в воздействии длинного клинка на поражаемую цель, писал, что “европейская кавалерийская сабля (палаш) действует более концом, чем лезвием, и конечно, никогда она не причиняет таких повреждений как шашка, булат и лезгинский кинжал (который и рубит и колет)” (Пирогов Н. Начала общей военно-полевой хирургии. 1865). Однако в своем “Отчете о путешествии по Кавказу”, изданном в 1849 году, он, описывая ранения, нанесенные шашками и все теми же лезгинскими кинжалами, писал более определенно: “Удары шашками, производятся со всего размаха и, по причине направления выпуклостию кзади, с большею силою и ловкостию. Раны от этих ударов ужасны; они изумляют своею длиною и глубиною… Еще глубже проникают лезгинские кинжалы, которыми действуют также как и шашками с размаху; они прямые и отличаются плотностию закала, длиною, шириною и обоюдоострым лезвеем” (Пирогов Н. Отчет о путешествии по Кавказу. 1849).
Столь эффективными качествами лезгинский кинжал был обязан в первую очередь своими впечатляющими размерами. И. Бларамберг, описывая в 1832 году вооружение горцев отметил, что “черкесские кинжалы обычно уже и короче, чем лезгинские”, а М. Ольшевский в “Кавказе с 1841 по 1899 год”, говоря о зимней экспедиции 1850 года в т.н. Большую Чечню упоминает тавлинцев с “своими длинными кинжалами”. Однако, описания других авторов позволяют лучше определить их размеры. Так, Я. Костенецкий в “Записках об аварской экспедиции на Кавказе 1837 года” пишет, что некоторые кинжалы у лезгин были “в аршин (71 см – ИО) длины и как ладонь широкие, но весьма просто оправлены”. Кинжалы длиной 71 см вполне сопоставимы с иными мечами и, учитывая соответствующий размерам вес, просто обязаны были отлично рубить. Кроме того, такое оружие не требовало и дополнительного вооружения в виде шашки: все тот же Я. Костенецкий пишет, что кинжалы у лезгин были единственным оружием, висевшим на поясе, поскольку, как он предполагает, в своих обеспеченных труднодоступностью от внезапного нападения аулах, им не было нужды обвешиваться оружием по обычаю других горцев.

Кавказский кинжал из собрания Российского этнографического музея. Длина клинка 66,7 см, ширина 5 см.
Кавказский кинжал из собрания Российского этнографического музея. Длина клинка 66,7 см, ширина 5 см.

Однако русские офицеры, видевшие лезгин в бою, писали немного другое: “горцы крошили направо и налево, хватали наших солдат сзади за ремни патронташей и рубили несчастных своими громадными кинжалами, заменявшими лезгинам шашки, пока не заметили, что из лагеря спешит помощь” (Дзерожинский В. Из Кавказской войны. По поводу 50-ти-летия осады Месельдегерского Укрепления Шамилем в 1853-м году // Военный сборник, № 9. 1903).

О том, что эти кинжалы вполне заменяли шашки в бою пишет и В. Потто в своей “Кавказской войне”, описывая покорение русскими войсками чеченцев-кистин в 1813 году: “по условиям местности они (кистины – ИО) дерутся преимущественно пешком, и шашка встречается в их вооружении чрезвычайно редко; но за то их длинные лезгинские кинжалы, которыми они владеют в совершенстве, наносят страшные удары, и все, к чему прикасается лезвие их, раздваивается пополам” (Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Том I, Выпуск 3. СПб. 1887). Он же в более ранних “Воспоминаниях о Закавказском походе 1853 и 1854 года” отмечает, что “многие лезгинские племена вовсе не имеют шашек и заменяют их очень длинными и широкими кинжалами” (Потто В. Воспоминания о закавказском походе 1853 и 1854 года // Военный сборник, № 1. 1860).

Дидоец (юго-западный Дагестан) с длинным кинжалом (фото начала ХХ века)
Дидоец (юго-западный Дагестан) с длинным кинжалом (фото начала ХХ века)

О кавказском кинжале по источникам н. XIX в. можно прочитать здесь.

О технике боя кавказским кинжалом в XIX веке можно прочитать здесь.

Источник

Похожая запись

Добавить комментарий