Стрелки всегда стремились получить такой прицел, который бы помог стрелять быстро и метко. Были испробованы различные конструкции механических прицельных приспособлений, различных светящихся в темноте составов, изобретены оптические прицелы. Однако все это не позволяло в наибольшей степени реализовать возможности оружия при быстрой стрельбе на близкие дистанции. Только прогресс в электронике во второй половине ХХ века позволил изобрести принципиально новые прицельные приспособления: лазерные целеуказатели (ЛЦУ) и коллиматорные прицелы. ЛЦУ достаточно удобны и эффективны, но и они имеют пределы своего применения: например, применять их в яркую солнечную погоду практически бесполезно, а лазерный луч, направленный на цель, может выдать присутствие стрелка. В пространстве, где присутствует воздушная взвесь (пыль или туман) можно также определить местоположение стрелка, поскольку траса луча оказывается хорошо видна.

Этих недостатков лишены коллиматорные прицелы, основное предназначение которых, так же как и ЛЦУ, помочь стрелять быстро и точно.

Устройство коллиматроного прицела достаточно просто. Конструктивно, он представляет собой обычный оптический прицел, но без увеличения либо с небольшой (1,5х) кратностью увеличения. Как вариант, существуют прицелы так называемого открытого типа. Корпус их не образует единой «трубы», как у закрытых коллиматоров, а представляет собой базу для крепления двух оптических элементов, разнесенных на определенное расстояние.

Прицельная марка обычно выполняется светящейся (красной либо зеленой). Она формируется от отражения, исходящего от светодиода, расположенного напротив оптического элемента (призмы или линзы). Яркость как правило регулируется, а форма марки простейшая (например, точка, «галочка», крест). Сложная форма марки не нужна, поскольку лишние элементы могут отвлекать внимание, а для тщательного прицеливая с внесением поправок коллиматорные прицелы не предназначены. Во многих прицелах форма марки может меняться в нескольких вариантах.

Для прицеливания нужно совместить марку c целью. Это сделать очень легко, так как отсутствует требование о строгом соответствии положения глаза стрелка относительно окуляра прицела. Это и позволяет стрелять достаточно быстро.

Кроме того, при использовании коллиматорного прицела не обязательно зажмуривать второй глаз, что существенно расширяет поле зрения.

Область практического применения коллиматорных прицелов – это, прежде всего, спортивные соревнования по современным методикам. В качестве примера можно привести соревнования Международной конфедерации практической стрельбы (IPSC). Практика их проведения убедительно доказывает, что стрелки, использующие подобные прицельные приспособления имеют существенное тактическое преимущество – выстрел можно быстрее и точнее. Неслучайно, большое количество призеров Чемпионатов России по IPSC оснащают свое оружие коллиматорами. Причем, это касается не только гладкоствольного оружия, но и нарезного оружия. В недавно введенной дисциплине IPSC, «штурмовая винтовка», стрельба ведется на относительно небольшие расстояния, где эффективность коллиматора сохраняется.

Не подлежит сомнению, что коллиматорные прицелы могут эффективно применяться на оружии самообороны (преимущественно гладкоствольном).

На охоте коллиматоры можно применять на загонных зверовых охотах или при троплении зверя в лесу, можно использовать также на берлоге. Словом, коллиматор эффективен на тех охотах, где зверь имеет достаточно большие размеры, и до него небольшое расстояние. Объектами оснащения коллиматорами могут являться как гладкоствольные ружья, так и некоторые образцы нарезного оружия. В первую очередь речь идет об оружии под мощные, но «короткобойный» патроны (например, американские Lever-action фирм Marlin, Winchester под патроны .45-70 Gov, .444 Marlin и им подобные). Неплохой результат может дать установка коллиматоры и на некоторые отечественные карабины (например, «Сайга-9» калибра 9х54R, ОП-СКС и аналоги под патрон 7,62х39 мм).

Мы решили посмотреть, как на практике реализуются идеи заложенные в коллиматорные прицелы. Для тестирования мы взяли недорогие прицелы как закрытого (два Sturman -один 1х30; второй 1х40, «Тайга-2У» и «Компакт»), так и открытого типа (Sturman Open, Кобра, ATN, «Русак»).

Тестирование

Испытывалась в два этапа. На первом мы испытывали закрытые коллиматоры, на втором – открытые. В качестве агрегатоносителя использовался (и в первом и во втором случаях) относительно малоимпульсный карабин калибра 7,62х39 мм. На наш взгляд, применение коллиматоров на таком патроне, учитывая его баллистику, наиболее оптимально. Во второй серии испытаний (открытые прицелы) мы решили усложнить условия и дополнительно отстрелять прицелы еще и на гладкоствольном оружии («Сайга-12К») на мощных патронах «магнум». Таким образом, была получена статистика о живучести прицелов.

Установка прицелов на оружие осуществлялась через стандартный боковой кронштейн с соответствующим каждому прицелу типу крепления (Weaver, «ласточкин хвост»).

Испытания проводились при температуре воздуха -15ºС.

Первая серия испытаний -прицелы закрытого типа

Sturman 1х30. Имеет наиболее гармоничный внешний вид, напоминающий классический оптический прицел небольшой кратности. Имеет компактные размеры и небольшой вес. Устанавливается на оружие с помощью колец. Механизм введения горизонтальных и вертикальных поправок также заимствован у классических прицелов, барабанчики закрываются крышками на резьбе. Количество марок – 1.

В ходе испытаний каких-либо неисправностей в работе не обнаружено.

Sturman 1х40. Несколько «толстоватый» прибор. Конструктивно, аналогичен предыдущему Sturman 1×30. За счет более широкого угла зрения наблюдение за целью кажется более комфортным, на вряд ли это можно назвать существенным преимуществом.

В ходе испытаний каких-либо неисправностей в работе не обнаружено.

«Тайга-2У». По внешнему виду, прицел мало отличается от стандартных оптических прицелов с увеличением. Еще более усиливает это впечатление наличие резинового наглазника, принятого во многих отечественных оптических прицелах.

Имеет две прицельные марки, а также дополнительный комплект, превращающий его в оптический прицел с увеличением 2,5х. Для прицеливания необходимо близко подносить глаз к окуляру, как к обычному оптическому прицелу. Теряется весь смысл, заложенный в идею коллиматорного прицела.

В ходе испытаний каких-либо неисправностей в работе не обнаружено.

«Компакт». Обычный коллиматорный прицел, имеет возможность превращения (также, как и «Тайга-2У») в оптический прицел небольшой (2,5х) кратности. Имеет более прггрессивную, по сравнению с «Тайгой», конструкцию. Решительных преимуществ прицела не выявлено.

В ходе испытаний каких-либо неисправностей в работе не обнаружено.

Вторая серия испытаний – прицелы открытого типа

Sturman Open. Очень легкий и компактный прибор. Имеет регулировку уровней яркости 0-9. Переключатель уровней одновременно является контейнером для батареи-таблетки. Марка может изменять свой размер – два фиксированных положения (управляется рычажком в основании прицела), изменение формы марки не предусмотрено.

При стрельбе патроном 7,62х39 мм нарушений в работе обнаружено не было. А вот когда прицел был установлен на оружие калибра 12х76 мм, было выявлено «мигание» марки. То есть, после каждого очередного выстрела марка то загоралась, то гасла вновь самопроизвольно. Причем, ухода в сторону СТП отмечено не было.

«Кобра» ЭКП-8-05. Наиболее массивный, «бронебойный» из всех представленных прицелов открытого типа. Его масса (почти полкило) самая большая из всех представленных на тесте приборов. Поскольку мы применяли боковой кронштейн с переходником, то мы не решились устанавливать достаточно тяжелый прицел на «Сайгу-12К», поскольку отдача у ружья достаточно мощная. Это могло бы вызвать повреждение самого кронштейна. По этой причине, мы рекомендуем потенциальным покупателям «Кобры» брать прицел с интегрированным кронштейном.

Что касается испытаний на карабине 7,62х39 мм, то никаких отклонений от нормы не отмечено.

ATN Ultra Sight. Довольно массивный и современный по внешнему виду прицел. Механизм введения поправок имеет плоские маховички без защитных крышек, смонтированные сбоку и сверху корпуса прибора. Прицел имеет самое большое количество комбинаций марок – 4. Было отмечено, что при переключении марок (которое происходит в случайном режиме) средняя точка попадания (СТП) перемещается.

При стрельбе калибром 7,62х39 мм прибор вел себя нормально, а при переходе на более мощный 12-й «магнум» отмечена вибрация корпуса, расшатывание крепежа и, как следствие, непрогнозируемая СТП.

«Русак». Сейчас мало кто помнит этот прицел, который появился в начале 1990-х гг и был одним из первых коллиматоров, предложенных гражданским пользователям. Он имеет архаичную конструкцию введения поправок (ослабляется крепление оптической линзы, а затем она просто перемещается в нужном направлении), которая не обеспечивает нужной точности пристрелки.

Прицел был установлен на карабин калибра 7,62х39 мм и потух после первых же выстрелов.

Выводы

Выводы, как нам показалось, следует разделить на две группы. К первым относятся выводы о закрытых прицелах. Из них, по сумме потребительских качеств, явное преимущество показал Sturman 1х30 RD. Он имеет наиболее компактные размеры, небольшой вес, прогрессивную конструкцию и минимальную цену.

Ко второй группе выводов относятся оценки открытых прицелов. Все приборы можно рекомендовать к установке на оружие с малой отдачей. Однако, при установке на крупные калибры, выявлено что все приборы (кроме Кобры, которая не испытывалась) имеют определенные проблемы со стабильностью марки, устойчивостью крепежа, системой электропитания.

Все прицелы, использующие в качестве элемента питания «таблетку» (круглый элемент типа GСR 2032 и им подобные) оказались подвержены влиянию мороза. При нахождении на воздухе свыше получаса эффективность падала, а более часа – прицелы прекращали работать. Поэтому, советуем в холодное время года хранить элементы питания в кармане, и устанавливать их на прицел непосредственно перед применением.

Рекомендовать к установке на гладкоствольное или мощное нарезное оружие коллиматоров мы не можем ни один из представленных открытых прицелов, а вот для использования на относительно слабых гладкоствольных (типа .410) либо нарезных (7,62х39 мм, .223 Rem), можно все испытанные приборы, кроме «Русака».

Хотя мы не провели практический отстрел закрытых коллиматоров на калибре 12/76 мм, можно предположить, что данные прицелы, изначально обладающие большей прочностью, смогли бы выдержать подобные перегрузки. Впрочем, к данной теме мы постараемся вернуться, как только представится новая возможность по организации подобного теста.

Похожая запись

Добавить комментарий