Что американцу хорошо – то европейцу смерть?

Выбор «национального пути» в оружейном мире всегда связан с определенной мифологизацией. Что-то мы не хотим, потому, что не любим авторов идеи, что-то мы приветствуем, лишь потому, что это «правильные люди». Известный факт – FIAT 124, лучший автомобиль 1966 года (он же «копейка» ВАЗ-2101), был выбран не потому, что он действительно соответствовал российским условиям, а потому, что в Италии в тот момент у власти были коммунисты и им нужно было сделать подарок.

Поэтому, может быть настало время поискать прагматичные пути развития и нашего оружия?

Часто приходится слышать рассуждения на тему, что «европейское оружие лучше американского» или что-то в этом роде. Но так ли это? Ведь Соединенные Стреляющие Штаты (United Shooting – U.S.) на сегодняшний момент самый главный потребитель, как мы бы его назвали, «гражданского» оружия в мире. А оборот оружейной и околооружейной индустрии оценивается примерно в 50 млрд. долларов год (что в четыре раза больше размера «стабилизационного фонда» Российской Федерации, нажитого от продажи природных ресурсов по небывало высокой за последнее десятилетия цене). Ну, ведь не может так быть, что миллионы американцев, покупая оружие собственных производителей совершенно заблуждаются, отвергая «бессметные творения» их западноевропейских коллег?

Попробуем копнуть глубже, перейдя с эмоционального уровня на уровень анализа.

Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь оценивать ту или иную оружейную школу, это условия, в которых оружие должно применяться.

Что такое охота в современной Западной Европе? Это небольшие расстояния, лес. Часто засидка. Огромных открытых пространств, по причине как ландшафта, так и перенаселенности не наблюдается.

Под стать этому и оружие. Традиционное для Центральной Европы – комбинированное (двойник, тройник) или кипплауф (одностволка), реже двуствольный штуцер. Все это как нельзя лучше подходит именно для такой охоты (на «зажатом» пространстве).

От такого оружия НЕ ТРЕБУЕТСЯ: большая дальность стрельбы (максимально метров 100), скорострельность (поскольку, больше двух выстрелов просто не успеешь сделать) и, по большому счету, точность.

А вот в Северной Америке условия охоты очень сильно отличаются от европейских. Первое, это протяженность самих США от Аляски на севере до Техаса на юге, от Калифорнии на западе, до Новой Англии на востоке. Естественно, о какой-то однородности этих условий говорить не приходиться.

Однако, все же есть некоторые общие черты. Например, наличие больших открытых пространств (прерий). В некоторых штатах есть большие горные массивы.

Какое же оружие требуется для охоты в таких условиях? Логично предположить, что оно должно быть как минимум дальнобойным и точным.

Так и получилось – именно американцы довели винтовку до своего технического совершенства. Недаром именно в Америке родился такой вид охоты как «варминтинг», а уж что касается дальнобойной стрельбы вообще рискну предположить, что США сейчас находятся впереди планеты всей.

Если я не ошибаюсь, впервые в массовом порядке от механических прицельных приспособлений отказались именно в Америке. Действительно, они совершено не нужны, если охота ведется на большой дистанции, кроме того, понижается ось установки оптического прицела, приближаясь по высоте к оси самого ствола.

Конечно, это не означает, что в лесах американцы не охотятся вовсе. Просто для этих целей они придумали свой собственный, надо сказать, более прагматичный, чем европейский путь.

Итак, как мы знаем, европейцы предпочитают в лесу комбинированное оружие, кипплауфы, карабины. А что же является любимым оружием для охоты в лесу для американца? Помповое ружье! Звучит достаточно дико. Но, на самом деле, все гораздо сложнее, чем кажется. Ствол помповика не простой, а нарезной. Причем, это не «парадокс» в самом конце ствола, а «полноразмерные» нарезы во всю его длину. Правда, нарезы гораздо более пологие, чем в «классическом» нарезном оружии. Эти помповики называют по-разному: Slugster, DeerGun. Последнее название («оленье ружье») очень точно обозначает его «тактическую нишу» – охота в лесу на крупных копытных.

«Оленьи ружья» вполне точны на дистанциях до 100 м.

Второй любимый «национальный» вид оружия для охоты в лесу для американцев – винтовка с затвором Lever Action («ковбойская винтовка», известная россиянам по «вестернам») под мощный «короткобойный» патрон (обычно, револьверные .357, .44 Magnum, или .45-70 Gov, .444 Marlin).

И это правильно. На коротких дистанциях тяжелая пуля помповика или револьверная «тупоголовая» пуля имеют преимущество перед высокоскоростными «остроконечными» винтовочными пулями. Естественно, что европейские охотники для лесных охот также используют малоскоростные патроны с пулями большой массы: 9,3х74R, 9,3х72R, 8х57JRS, а для винтовок предпочитают 9,3х62.

Но сопоставьте, какой ценой одного и того же результата удалось добиться американскому и западноевропейскому охотнику: цена «оленьего» помповика или винтовки Lever Action редко превышает 500 долларов. А вот кипплауф или тройник в самом простом исполнении даже в той же Германии будет заведомо стоить в несколько раз дороже.

Но вернемся к американским охотникам. А как же классическая винтовка с механическими прицельными приспособлениями? Ведь объемы ее продаж не так уж и малы, по сравнению с «дальнобойными» винтовками. Такие винтовки покупают прежде всего те, кто живет в той местности, где есть потребность в более-менее универсальном оружии: дальнобойном, но и пригодном в лесу. Например, такие винтовки популярны на Аляске, в некоторых штатах на востоке.

Есть еще одна причина, по которой американцы стремятся установить оптику как можно ближе к стволу. Она заключается в разнице между американской и европейской оптикой.

Начнем издалека, опять от пресловутых условий охоты. У американцев не существует понятие «ночная охота». Охота разрешается (в зависимости от местных законов штата или графства) за сколько-то минут (!) до заката солнца и столько-то после его восхода. То есть, охота проводится не в полной темноте, а в СУМЕРКИ. У большинства же европейцев такого запрета нет – охоться хоть в самую темную безлунную ночь.

Соответственно, отличается и оптика. Как известно, чем более светосильная оптика стоит, тем больше ее «ресурс» в условиях темноты. Достичь максимальной светосилы можно интенсивным путем (улучшении светопропускания оптической системы, то есть «просветление» стекла) либо экстенсивным путем – увеличением диаметра объектива, диаметра «трубы».

Если вы обратите внимание, то большинство оптических прицелов для американского рынка имеют относительно небольшой диаметр объектива (при кратности увеличения до 9х) -40,42,44 реже 50 мм. А вот европейские аналоги -50,56 мм и даже больше. Это связано как раз с условиями охоты – европейцам есть смысл побороться за «лишние» минуты охоты в сумерках. Но большой диаметр объектива имеет недостатки – габариты и вес прицела растут, его нужно устанавливать можно выше от ствола и, самое главное, стоимость обработки оптических деталей в зависимости от их площади возрастает в геометрической прогрессии. Соответственно, растет и конечная цена прицела.

Таким образом, можно ли говорить о том, что европейские прицелы «лучше» американских? Вероятно, нет. Просто они созданы для решения разных задач.

Но вернемся непосредственно к оружию. Часто в упрек американскому оружию ставят то, что оно построено с использованием технология массового изготовления, что нет, мол, в них ни грамма человеческой души. И обозвали даже – «стреляющие гамбургеры». А вот де европейцы – там ручное, почти кустарное производство, в каждом ружье виден труд мастера и т.п.

Что касается европейского оружия, то в данном случае это большей частью миф, созданный самими производителями, для того, чтобы объяснить более высокую продажную цену своего оружия, по сравнению с американским. А связано это вот с чем. Американские компании действительно используют массовое поточное производство, включая самые современные технологии на грани «хай-тека» – взять например криогенный отжиг стволов для снятия напряжения в структуре металла. Производство насыщено самым современным оборудованием. Кстати, срок амортизации оборудования в США меньше, чем в Европе (об этом говорит статистика по всем отраслям индустрии), что дает возможность быстрее внедрять современные технологии и делать продукцию дешевле. Европейцы позволить себе такого не могут – объемы продаж существенно меньше, приходится экономить. Да и в целом по отрасли затраты на рабочую силу в Европе выше, чем в США (если капать глубже, то разница заключается в разных социальных и пенсионных выплатах в Старом и Новом Свете, налогах, демографической ситуации и т.п.). Сейчас еще добавился фактор «дорогого евро», который больно ударил по продажам европейской продукции в США, что опять привело к падению продаж и …удорожанию каждой единицы продукции. Получается замкнутый круг.

Вернемся, опять-таки, к технологическим процессам. Большая часть европейских оружейных компаний не имеют своего собственного ствольного производства, а заказывают стволы на стороне – у специализированных фирмы. Так получается дешевле. Ну и в чем тогда проявляется «индивидуальный подход» при производстве оружия?

Единственное, в чем преуспели европейцы, так это в разработке множества систем затворов (в том числе и прямого действия), успешно развивают винтовки модульного типа. Среди них есть и по-настоящему революционные модели. Но связано это лишь с одним – каждая фирма хочет иметь свое «лицо» на оружейном рынке, несли хотите, иметь конкурентное преимущество. Если бы не было конкуренции, все европейские фирмы до сих пор бы «клонировали» один только (пусть и в своем роде шедевр) Mauser 98.

Так в чем же проявляется европейская индивидуализация оружия? Как это ни прискорбно, исключительно во внешнем украшательстве оружия гравировкой, отделкой и использованием дорогих пород дерева. Бесспорно, что потребитель такой продукции всегда существует, ибо тщеславие человеческое бесконечно.

Но технические свойства самого оружия от этого выигрывают мягко сказать мало.

Я не беру эксклюзивные модели стоимостью в десятки или даже сотни тысяч евро – их покупка сродни покупки «Роллс-ройса». Имена Perdey, Holland&Holland не нуждаются в рекламе, а их владелец – это человек определенного круга.

Кстати, когда на выставках иногда видишь ружье известного мастера или фирмы, то понимаешь, что к оружию-то оно относится чисто номинально, из-за способности стрелять – а на самом деле это предмет декаративно -приклАдного искусства. Не буду называть и показывать пальцем на конкретных производителей, но иногда среди их изделий за сотню тысяч евро встречается откровенный брак. Например, мне приходилось видеть очень дорогой штуцер, развалившейся после нескольких десятков выстрелов (человек, кстати, покупал его для Африки. Хорошо, что развалился штуцер еще в России). Или кипплауф с неправильно подобранной структурой дерева… Все это, на мой взгляд, лишь подтверждает мысль о том, что есть оружие для жизни, а есть для украшения кабинетов.

Что же такое ружье «для жизни»? Я думаю, что нужно в качестве границы «доступного» карабина можно поставить цифру 2000 долларов в России.

За эти деньги мы вряд ли найдем лучшее соотношение цена/качество, чем в американском оружии. Кивки противников «стреляющих гамбургеров» в сторону европейских кустарей несостоятельны – да их оружие действительно сделано, что называется, «с душой», но стоит совсем других денег и количественно просто не может конкурировать ни с одним серийным образцом.

Американцы же тоже иногда прибегают к улучшению свойств оружия, как они это называют «кастомизвация» (custom – изготовленный на заказ, или «индивидуальный пошив»). Есть два пути: это Custom Shop (придворный отдел доводки) крупной оружейной компании, переделывающий оружие согласно ваших же требований.

Второй путь – взять серийную винтовку и отдать ее одному из тысяч «кустарей», небольших оружейных фирмочек, расположенных практически в каждом уголке США. Все они имеют свою специализацию – кто-то гордиться своей способностью доводить стволы, кто-то затвор, кто-то бесподобно строит ложи…Словом, выбор услуг огромен.

Кстати, в итоге это получается не так уж и дорого, во всяком случае, не дороже европейских (серийных!) аналогов.

Тем не менее, некоторые европейские фирмы добились успеха в Америке. Прежде всего это те, кто сумел адаптировать свой товар под требования жесткого и требовательного американского рынка. Потому, что потребитель там, в США, не будет смотреть на то, что это оружие «правильное» с чьей-то точки зрения, а лишь на то, как оно стреляет, удобно ли оно и сколько стоит.

Итак, можно сделать такой вывод – американское оружие, это оружие сделанное прагматиками для прагматиков. Оно прекрасно выполняет свою задачу – стрелять и попадать в цель.

А теперь поговорим о нас, россиянах. Я не буду сейчас трогать нашу собственную оружейную школу – она своеобразна и неповторима. В конце концов, Россия одна из ведущих оружейных держав мира.

В данном случае, меня интересует, что же ближе россиянам – заокеанское или западноевропейское оружие.

С одной стороны, США для нас были и остаются «врагом номер 1», «империей зла» (как сказал Р.Рейган про СССР). Поэтому, в сознании некоторых россиян покупка американского оружия равносильна национальному предательству. Есть россияне, боготворящие Америку, с соответствующим отношением ко всему американскому. Я не отношу себя ник тем, ни к другим.

Как мне кажется, американское оружие все же ближе менталитету россиян, чем западноевропейское. Тирольские шляпы с перьями, соответствующее им оружие пока лишь являются «пропуском» в нужную тусовку охотников и не более. Вряд ли культивирование у нас западноевропейское охотничьей традиции является внутренней осознанной и выстраданной необходимостью. Не будем забывать – традиция зиждется на климатических, географически и прочих условиях, а условиях в Западной Европе и в России – разные.

Но эти же условия во многом сходны для США и для России – те же необъятные пространства, то же разнообразие ландшафтов, флоры и фауны.

Россия дала миру целую школу автоматического оружия – Калашников, Драгунов, Симонов, Токарев и многие другие. До сих пор не придумано ничего лучше АК или СВД. В этом «виде» мы обогнали всех, даже тех же американцев. Например, в другом виде оружия, помповых ружьях, лидер – США. Нет смысла с ними тягаться, все уже настолько отработано за последние 120 лет, что привнести что-то новое просто невозможно. Даже вездесущим китайцам пока не «по зубам» подвинуть помповики Remington, Winchester, Mossberg.

Точной и относительно дешевой «болтовой» винтовки у нас до сих пор нет. Может стоит пристально посмотреть на нашего заокеанского «заклятого друга»?

Сейчас США являются лидером, законодателем мод в мире «болтовой» винтовки. Эта страна накопила гигантский стрелковый опыт, который отверг все ненужное, наносное.

Конечно, это не означает, что все европейское оружие должно быть обойдено вниманием – вовсе нет. Просто оно носит, на мой взгляд «нишевой», узкоспециальный, характер.

Со временем, все станет на свои места – я верю, что «американцев» на нашем рынке станет все больше, а россияне полюбят американские винтовки.

Похожая запись

Добавить комментарий