Сейчас публикуется большое количество аналитических материалов о том, как будет меняться мир после окончания пандемии. Интересно посмотреть, что будет происходить в оружейном мире и патронно-стрелковой отрасли в частности. Последние месяцы были посвящены сбору данных по отрасли и гражданскому рынку, однако сейчас становится совершенно очевидно, что все просчитанные модели и сценарии развития можно смело выбрасывать.


СТАРЫЙ ДОБРЫЙ МИР – ДО ВИРУСА

К кризису мы подходили с очень серьезными структурными проблемами, как в секторе производства оружия и патронов, так и в секторе потребления. Про структуру потребления патронов я писала совсем недавно.
Что касается производственных мощностей, то основные предприятия, выпускающие стрелковое оружие и боеприпасы к нему, как мы прекрасно помним, строились еще при Советском Союзе. Задачи были обеспечивать многомиллионную армию СССР и его союзников, что диктовало выбор и технологических решений, и мощностей. Объемы госзаказа и экспорта отлично обеспечивали все предприятия, и собственно внутренний гражданский рынок был никому не интересен. Потом случились санкции, которые фактически закрыли самые богатые рынки США и Европы. Объем госзаказа также снизился, и все это заставило крупные предприятия обратить внимание на гражданский рынок. И вот тут стала понятна вся глубина проблем. На минуточку, общий объем рынка гражданского оружия в 2019 году составил чуть более 4 млрд. руб. (с 2015 года падение в штуках составило -20%, в деньгах с учетом уровня инфляции – 21%).
Внутренняя конкуренция также усиливается. Стало появляться все больше частных малых предприятий, производящие гражданское стрелковое оружие (в некоторых розничных сетях они стали занимать до 15-20% продаж). В основном, эти компании производят оружие на базе отечественных или иностранных комплектующих для внутреннего рынка. При этом в силу малого размера, имеют достаточно гибкий ассортимент, гибко подстраиваются под потребности заказчика, а также имеют прямой выход на покупателя, что позволяет им получать более высокую норму прибыли на каждую проданную единицу оружия.
Спасти ситуацию могли только комплексные меры, направленные одновременно на: 1) создание стрелковой инфраструктуры в виде тиров, стрельбищ, стрелковых клубов; 2) постепенное изменение законодательство, направленное на повышение удобства процедур владения оружием и снижение бюрократических барьеров; 3) популяризация, популяризация, популяризация. При этом три из четырех возможных сценариев развития показывали дальнейшую стагнацию отрасли и гражданского рынка.
Но случился коронакризис …


НАКАНУНЕ КАРАНТИНА

В последние недели перед карантином продажи оружия и патронов (особенно патронов) возросли кратно. Патронные заводы работали в три смены, не успевая отгружать и отправлять машины. Продавцы в оружейных магазинах сбивались с ног. Не исключаю, что по итогам марта, выяснится, что объем продаж сопоставим с оборотом за пару предшествующих кварталов вместе взятых. Однако все зависит от того, как пройдут недели карантина в рамках гражданского оружейного сообщества.


Дальше факты заканчиваются, только прогнозы и догадки. Если есть свои версии, смело предлагайте в комментариях, можно ссылаться на источники, исторический опыт и все, что поможет наиболее точно спрогнозировать дальнейший ход событий.
ИТАК, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СТАРЫЙ МИР И НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ
Самая большая опасность, если вдруг какой-то владелец с «протекающей крышей», «увидит зомби» и начнет стрелять на улицах, не приведи господи конечно. Очевидно, что создаваемая СМИ обстановка нервирует, но уж если мы активно движемся к тотальному контролю и умным системам отслеживания каждого гражданина, надо понимать, что в общем-то владельцы оружия в эту систему могут не вписаться.


Далее, после снятия карантина можно ждать продолжения интенсивных продаж оружия и патронов. Скорее всего, в Росгвардию полетят тысячи заявлений на выдачу лицензий, и продажи оружия также стремительно пойдут вверх, как и продажи патронов.
Далее возможна развилка. Либо купленные оружие и патроны осядут в сейфах владельцев, что вызовет еще более сильный спад на рынке и приведет к разорению магазинов и еще большему ухудшению положения производителей оружия.
Либо рост спроса продолжится и тогда возникнет вопрос как коммерчески этот спрос поддержать, начиная от разрешительной работы Росгвардии, и заканчивая вопросом – как обеспечить рост потребления патронов (а обеспечить можно только за счет запуска большого количества стрелковых объектов).


Нет никаких сомнений, что во время действия этого карантина власти сумеют обеспечить общественную безопасность и правопорядок. Но дальше общий кризис в экономике, рост безработицы обязательно вызовет ухудшение криминогенной обстановки. Будет ли легальное оружие на руках населения стабилизирующим фактором?


Поэтому главные вопросы все также будут располагаться в зоне законодательного регулирования оборота оружия.
1) Именно сейчас лучший момент для поднятия вопроса о принятии концепции «Мой дом – моя крепость». С получением опыта изоляции существенной части населения, можно думать, что данный опыт будет применяться и в будущем. Поощряться будет именно нахождение в рамках своего дома, квартиры, а передвижения сведены к минимуму. Соответственно вопрос обеспечения безопасности жилища будет стоять остро как никогда.
2) Необходима замена стажа на обучение. Сохранение стажа как условия получения определенных видов оружия никак не обосновывается ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения контроля оборота.
3) Необходимо отделить право на владение оружием от необходимости получать охотничий билет. Охота отдельно, спорт/самооборона отдельно.
4) Цифровизация оборота. Росгвардия запустит свою «систему», что позволит сильно облегчить жизнь магазинов, тиров, владельцев.
В совокупности, открытие новых стрелковых объектов и принятие соответствующих законодательных изменений приведет к росту активного стрелкового сообщества на 250-300 тыс. человек, увеличению оборачиваемости и емкости рынка от 60 до 80% в среднесрочной перспективе, росту выручки предприятий отрасли, увеличению рабочих мест и налоговых поступлений. При этом, можно ждать смещения акцента работы регулятора с юридических на физических лиц, что повысит уровень общественной безопасности.
Про сценарные варианты развития гражданского рынка и патронно-оружейной отрасли в следующий раз. А пока, жду мнений и комментариев.

Похожая запись

Добавить комментарий