К сожалению в статье довольно много неточностей, но сама статья интересна, в том числе и поиском этих неточностей, давайте найдем их все…

Работа с оружием – дело ювелирное. Крошечный кусок металла, найденный в теле трупа, на обочине дороги или в стене дома, может помочь восстановить картину преступления. Корреспонденты m24.ru узнали у заместителя начальника ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве, майора полиции Романа Песчанова, как полиция расспрашивает пули о случившемся. Текст публикуется в рамках проекта “Лица порядка”.

Сравнительным анализом следов на элементах патронов (например, пулях и гильзах), а также идентификацией оружия занимаются баллисты. Образцы, изъятые с места происшествия, попадают именно в этот отдел криминалистической лаборатории.

За что хвататься

Техника изъятия пули зависит от того, в каком материале она застряла. Если засела в деревянной, кирпичной поверхностях или грунте, ее забирают вместе с прилегающим слоем, диаметр которого должен превышать размер дырки. Если пуля лежит в сыпучей среде, ее вымывают на сите. Если попала в снег – его топят на месте.

При изъятии частей снаряда полицейским запрещено использовать инструменты – плоскогубцы, щипцы и другие, – так как это может привести к дополнительным механическим повреждениям, а это, в свою очередь, смажет картину. Готовый образец упаковывают в промасленную бумагу, сверток кладут в пакет или коробку.

Если на месте преступления было найдено оружие, то его берут за рифленые части стволом вверх. Также его необходимо разрядить или вставить прокладку, защищающую от удара бойка по патрону. Боеприпас берут двумя пальцами за вершину и дно. Если на месте был найден порох, то его собирают пинцетом на увлажненную фотобумагу. Отдельно стоит сказать про след выстрела. Его берут вместе с частью преграды (например, с куском стены). Если это стекло, то осколки собирают в первоначальную форму и наклеивают на лист бумаги.Интересно, что владелец собственности, на которой полиция ищет вещественные доказательства, имеет право препятствовать действиям криминалистов, если они могут нанести материальный ущерб имуществу. Причина в том, что собственнику этот ущерб не компенсируют.

Рассказывает майор полиции Алексей Манаенков: “Несколько лет назад у нас был случай на Таганке – в кафе один пьяный человек застрелил другого. Было совершено несколько выстрелов, одна из пуль попала в бар. Бар был красивый – деревянный, резной.

Пулю нужно было извлечь, чтобы сравнить с той, что застряла в теле жертвы, так как пистолет на месте преступления найден не был. Нам пришлось распилить бар на куски. Обливаясь слезами, хозяин смотрел, как мы его кромсаем. Если бы он не дал своего согласия, пуля бы так и осталась там”.

Куда смотреть

Пулю важно брать аккуратно, потому что в момент совершения выстрела, когда она проходит по нарезному стволу, на ней остаются следы. Каждое оружие оставляет присущие только ему отметины как на пуле, так и на гильзе во время досылания патрона в патронник и его выбрасывания из пистолета. Пистолет Макарова “следит” по-одному, а ТТ – по-другому. Другими словами, неопытный криминалист может оставить лишние отметины.

По виду пули на глаз не скажешь, откуда она вылетела, но, взглянув на гильзу, уже можно делать выводы, например о калибре. Чтобы детально изучить все следы на объекте, его помещают под микроскоп и анализируют при помощи компьютера. Пуля сравнивается с пулей, гильза – с гильзой. Сейчас эксперты чаще всего сталкиваются с применением оружия ограниченного поражения, так называемого травматического. В таких пистолетах есть пороховой заряд, но пуля резиновая. Также популярны переделки, по сути, – хендмейд. За основу берется газовый или травматический пистолет, к которому прикручивается новый ствол.

Сегодня из огнестрельного оружия совершают мало убийств. Во-первых, огнестрел обходится недешево. Во-вторых, нужно оформлять массу бумаг и подвергаться постоянным проверкам со стороны участковых. Кроме того, применение огнестрельного оружия является отягчающим обстоятельством. Одно дело – кража, другое – разбой со стрельбой. И то и другое – покушение на хищение чужого имущества, но статьи разные, и разным будет срок отбывания наказания.

Как быть

Чтобы установить модель оружия, из которого стреляли, в тире проводится экспериментальный отстрел в пулеулавливатель – начиненную кевларом металлическую трубу. Кевлар – это специальное волокно, оно в пять раз прочнее стали. Несмотря на стойкость, оно одновременно мягкое и ловит пулю, подобно подушке.

Попавшая в него пуля не деформируется, а просто останавливается, и на ней остаются только следы от оружия, из которого она была выпущена. Гильзу тоже ловят специальной перчаткой, чтобы она не успела повредиться при ударе об пол. Ее вместе с извлеченной пулей отправляют под микроскоп.

6Результат экспериментального отстрела сопоставляется с образцом, изъятым с места происшествия. Для этого служит специальный двойной микроскоп. Эксперт сравнивает следы, или трассы. Для этого необходимо вглядеться в мельчайшие участки на теле одной пули и попытаться совместить их со второй.Резиновую пулю исследовать крайне трудно. После сжимания она легко возвращается в изначальный вид. Несмотря на металлический наконечник, на ней не останется таких следов, как на твердом объекте. Пуля, покрытая медью, – другое дело. Медь – мягкий материал, и все следы прочно на ней фиксируются. Даже если она практически полностью деформируется, на ней сохранятся метки, по которым можно восстановить оружие, из которого стреляли.

Каков итог

Если пули были выпущены из одной и той же модели оружия, то следы совпадут. Таким образом, можно заключить, к примеру, что пуля, найденная в теле гражданина Н., вылетела из такого же пистолета, как и тот, что был найден на месте преступления.

Если сравнивать не с чем, все обнаруженные в ходе экспертизы следы фиксируют, после чего документы с приложенным образцом направляют в региональную и федеральную пулегильзотеку для проверки и постановки на криминалистический учет.

По результатам экспертизы криминалист составляет заключение, которое передается следователю и ложится в основу доказывания по делу в суде.Сравнительный микроскоп, которым пользуются баллисты, был придуман почти сто лет назад. До этого момента эксперты клали на стол одну пулю, запоминали все ее характерные черты, брали следующую и по памяти восстанавливали образ. Примерно в то же время криминалисты узнали, что каждое оружие “следит” по-своему. Для этого пришлось пострелять из десятка револьверов одной партии и сравнить следы.

Однако до 1929 года сравнительный анализ пуль был скорее дилетантским делом. Переломный момент наступил после 14 февраля в Чикаго: там произошла знаменитая “Бойня в День святого Валентина”, когда гангстеры Аль Капоне расстреляли семерых конкурентов. Доказать вину одного из убийц помог анализ пуль и гильз, оставленных на месте преступления. Это так впечатлило власти, что они решили открыть первую криминалистическую лабораторию.

Источник

Похожая запись

Добавить комментарий