где все события и персонажи выдуманы, а все совпадения с реальными людьми носят случайный характер.

На Москву обрушился циклон из Атлантики по пути сильно охладившись. И если Европа верно опускалась в пучину вселенского потопа, то у нас второй день мела метель. К счастью это произошло в ночь на субботу, и не надо было никуда ехать по работе. Сидя у горящего камина и вдыхая летний аромат выдержанного кальвадоса приятно было наблюдать за метавшимися за окном снежинками. В голове бродили неясные фантазии на мотив душевного стихотворения:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Идиллию прервал звонок мобильного. В трубке вместо голоса прекрасной незнакомки, с которой недурно было бы скрестить руки и ноги раздался голос старинного приятеля Сереги с которым можно было, с не меньшим удовольствием, скрестить стаканы. — Привет я опять собрался барахлишко посмотреть а тут такая .опа! Сидим сутки в аэропорту, объели все бизнес – залы народу тьма, уже присесть негде, не то что прилечь. Можно к тебе заскочу на пару часиков, вылет отменили до утра. Только я с мужиками неудобно их бросить. — Да не вопрос — давай. Баня свободна, пойду топить. Скажу сразу ничего странного в этой ситуации не было, Серега мой товарищ по сборной России по стрельбе из дульнозарядного оружия в последний год заинтересовался рынком антикварного оружия.

Тема эта малоизвестная широкому кругу любителей, антиквары люди как правило скрытные. Причем не только в нашей стране. Да и само старинное оружие несет в себе какую-то мистическую ауру. Возможно это просто вопрос веры, веришь или не веришь. Но многие музейщики признавались мне, что никогда бы не согласились ночевать в залах где хранится оружие. К тому же, из начального курса криминалистики известно, что отпечатки пальцев на металле если их сразу не убрать способны хранится чуть ли не вечно. И порой беря в руку какой-нибудь дряхлый карамультук на подсознании ощущаешь руку настоящего владельца. И это уже не теория шести рукопожатий, а просто временной портал в прошлое. Большинство читая эти строки скептично хмыкнут, а некоторые покрутят пальцем у виска. И надо признать, что доля правды в их действиях есть. Потому что истинное коллекционирование это болезнь, порой неизлечимая и необъяснимая для большинства простых обывателей.

У всех на слуху многочисленные истории когда после смерти бедного старика его родственники находили артефакты которых порой нет ни в лучших музеях мира ни у самых богатых коллекционеров. Для примера наберите в поисковике «электрик из Кировограда» и это будет только один пример. Еще пример — мнение самого крупного коллекционера поддужных колокольчиков в России: — настоящий коллекционер это тот кто тратит на свое хобби больше чем зарабатывает. Как не удивительно но до сих пор многие считают, что привести антикварное оружие из-за рубежа это большая проблема. На самом деле если формально следовать букве закона то никаких трудностей нет. Но на практике все упирается в нашу реальность, в которой не только строгость но мягкость закона компенсируется его не исполнением на местах.

Порой складывалась удивительная ситуация через таможню аэропорта на севере Москвы ежедневно проходили сотни предметов антикварного оружия оформленные по закону при постоянном присутствии экспертов из Минкульта, а в семидесяти километрах южнее в другом аэропорту попытка провести даже один предмет антикварного оружия заканчивалась начальственным окриком начальника таможни: — Не потерплю не разрешаю. Конфисковать! Впрочем подобное смятение умов наблюдается и в Евросоюзе. На территории без границ тем не менее существуют разные законы относительно антикварного оружия в разных странах.

Если во Франции можно покупать револьверы выпущенные до 1890 года «бочками» то в соседней Германии даже за один такой револьвер без разрешения легко угодить на цугундер. Не говоря про Швейцарию где каждый дембель просто обязан хранить в пыльном чулане штурмовую винтовку в комплекте с двумя наполненными магазинами. Такая же история и с покупкой черного пороха и капсюлей в одной стране продажа строго по разрешению в соседней свободно. С вывозом из Шенгена тоже все интересно: в аэропорту Праги потребует уйму всяких согласований на вывоз и всячески будут вспоминать 1968 год, а из недалекого Мюнхена до которого пять часов на автобусе без границ и таможни можно вывести все тоже самое без малейших проблем. Не менее загадочным стоит вопрос ценообразования. В нашей стране можно сказать нет сформировавшегося рынка антикварного оружия соответственно нет и устоявшихся цен.

Хорошей иллюстрацией может послужить изменение стоимости французского мушкета модели 1822-Т-бис.

В 2006 году в России он продавался за 4500 евро, в 2014 в одном из салонов лежал за 500 евро, а на конец 2017 года средняя цена составляла 1000-1500 евро. Речь естественно идет о предметах примерно одинаковой комплектации и сохранности. Поэтому нередко у нас встречаются предложения о продаже дедушкиного наследства по космическим ценам. Всякая потрепанная двустволка с немецкими клеймами, непременно из коллекции Геринга, и стоит не меньше миллиона рублей и то со скидкой. Ибо срочно нужны деньги. На западе ситуация казалось бы совершенно иная там время от времени выпускается специализированные справочники (например Fleyderman’s Argus des Armesde poing) где указывается примерная цена на большинство моделей старинного оружия в зависимости от их состояния. Казалось бы все понятно и порядок цен определен раз и навсегда. Но нет и здесь случаются события выходящие за грань понимания простого обывателя. Вот один из примеров.

На взгляд не специалиста какой-то кинжал который выставили на аукцион в Италии ожидая получить за него 18000-22000 евро. Но в ходе ожесточенных торгов неизвестный покупатель по телефону приобретает его за 261 000 евро! Прибавьте сюда еще процент аукционного дома. Скачок цены более чем в 10 раз! И это не конец истории через полгода похожий по описаниям кинжал на Лондонском аукционе был продан за 450 000 евро. Хотя данная история это скорее исключение, подтверждающее устоявшийся порядок. Вот собственно почему мой друг являясь обладателем пытливого ума и владельцем небольшого бизнеса приносящего постоянный доход взялся рьяно посещать все знаменитые и не очень европейские барахолки. Живя не близко от Москвы он иногда останавливался у меня перед вылетом благо до аэропорта был недалеко. Для более глубокого погружения в тему он присоединился к группе профессиональных антикваров которым для снижения накладных расходов всегда был выгоден попутчик. Особенно который не был конкурентом. Серега будучи совершенно не конфликтным быстро вписался в коллектив.

Единственное что его поначалу огорчало, что народ не ходил по ресторанам и обычно возил с собой доширак. Изучение процесса приготовления и поглощения деликатесов местной кухни для моего товарища это было святое и стояло на первом месте куда бы ни забрасывала его судьба и чем бы он не занимался. Все мои доводы что так всегда поступали «челноки» с начала 90-х его не успокоили. В итоге он убедил товарищей снимать апартаменты, что часто было дешевле отеля и позволяло готовить любимые блюда. В итоге компаньоны уже утром нетерпеливо спрашивали Серегу какое блюдо их ждет вечером. В ответ делились с ним нехитрыми секретами своего бизнеса тем более что моего товарища покупки серьезного оружия интересовала мало. Он с большим азартом гонялся за всякой мелочевкой как то пороховницы, капсюляторы, отвертки и прочие аксессуары для дульнозарядного оружия. На чем тоже можно было делать бизнес но это не интересовало моего приятеля. Поскольку я в общих чертах заочно был знаком с его компаньонами как с людьми заслуживающими доверии, то его просьба не выглядела для меня чем-то необычным. Будучи знаком с темой антикварного оружия лишь в общих чертах я надеялся услышать немало историй от непосредственных участников и свидетелей. Его компаньоны относились к условно средней группе поставщиков-продавцов антикварного оружия. Они покупали для продажи не самое дорогое огнестрельное и холодное оружие в расчете на широкий круг любителей старины. Не везли явное барахло, как то реплики под видом оригинального оружия или вещи в плохом состоянии. Но и не замахивались на предметы чья стоимость уже в Европе превышала 5-10 тысяч евро. При этом старались обновлять предложение как можно чаще, для чего и приходится продавать как правило с небольшой наценкой, а поездки совершат в максимально бюджетном варианте. Ибо иначе складывался диалог примерно такого содержания: — Почем купил мушкет? — С одной стороны в два раза дешевле чем здесь. — А с другой? — Ну если считать расходы на жену и пиво то в три раза дороже. Но впечатлений!

Игроков высоко уровня которые работают на рынке открыто немного. Понятное дело, что они всегда находятся под давлением и силовых структур и криминалитета, что как поговаривают злые языки и чему мы конечно не верим часто одно и тоже. Два-три выживших салона на всю Москву косвенно подтверждают наличие проблем. Классический пример знаменитый в свое время салон «Драгун». Руководитель этого салона в свое время отслужил на таможне и досконально изучил все тонкости ввоза антикварного оружия. Уйдя со службы занялся ввозом открыл салон где ассортименту предлагаемого оружия мог бы позавидовать любой областной музей и цены были относительно доступны. Долгое время удачно судился с силовыми структурами которые возбуждали уголовные дела по малейшему поводу но в итоге неуживчивый характер и скорее всего происки конкурентов в конце концов привели к закрытию салона. Зато оставшиеся на плаву салоны позволяют себе выставлять револьверы и пистолеты выпущенные до 1890 года под патрон центрального боя. Которые нельзя официально ввезти, но если достать его (револьвер или пистолет) из бабушкиного сундука то это уже культурная ценность, которая к оружию не имеет никакого отношения. Хотя опять же злые люди утверждают, что этот закон не распространяется на простого коллекционера которого могут при желании и за капсульную ржавую «пукалку» середины 19-го века взгреть не по-детски и подобные истории часто мелькают в прессе. Но и работают эти люди красиво.

Однажды удалось стать случайным свидетелем аукциона антикварного оружия в Италии. Перед началом аукциона «наш человек» подошел к ведущему с каталогом где отметил красным лоты которые его интересовали после чего спокойно уселся среди участников. Это были наиболее дорогие лоты желающих на которые было и так немного. И во время торга ведущий объявляя отмеченный лот первым делом смотрел на дорого покупателя порой десятками записывая невостребованные другими участниками предметы на представителя великой державы. Если вдруг возникал соперник то его как правило хватало не надолго и лот уезжал в Россию. В начале двухтысячных часто приходилось слышать недовольство европейских антикваров: ох уж эти русские из-за них рынок антиквариата взлетел до небес. Доля правды в этих словах есть, особенно это касается оружия времен императорской России.

После 17-го года все, что несло на себе печать царской России резко тормозило движение к коммунизму и поэтому подлежало тотальному уничтожению. Сложилась парадоксальная ситуация — за рубежом легче найти русское оружие чем у нас. Поэтому если взять, к примеру, русский и французский мушкеты наполеоновских времен, которые мало отличаются друг от друга, но при одинаковом состоянии русский будет раза в два — три дороже. Поэтому русское оружие, как правило, уходит в дорогие салоны. Соответственно и вещи, и ценник, в этих салонах вызывает шок и трепет в сердцах обычных любителей старины. Каждая вещь здесь ждет своего покупателя и находит его пусть и через год-два. Про покупателей в этих салонах любят травить байки не называя впрочем настоящие имена и фамилии. — Куда-то Иван Петрович запропастился, раньше бывало каждую неделю заглядывал и чего-нибудь брал.

А тут как корова языком слизала.
— Так я его неделю назад на выставке встретил и спросил что не заходит.
— Ну и? — А он с печалью;
— Дык понимаешь на стенах, в зале где все развешивал, места больше не осталось, а в другие помещения жена не дает оружие вешать.
— Да жаль мужика не повезло с подругой. Хороший клиент был.

На ценник также влияет порой краткосрочная мода или неожиданно возникший интерес к тому или иному оружейнику. Классические примеры – годовщины гражданской войны 1861-1865 гг. в Америке, или эпохи наполеоновских баталий. Эти события вызвали взрыв интереса к оружию соответствующего периода. Иногда выход какого либо исследования посвященный тому или иному оружейному производству провоцирует спрос на его изделия. Опять же наши люди порой прикладывают руку к скачку цен по отдельной теме. Так несколько лет назад один из российских начинающих коллекционеров заинтересовался творчеством чешского (точнее австро-венгерского) оружейника Матиаса Новотны. Замечательнейший мастер но его изделия большой популярностью не пользовались. И вот на первом же аукционе наш «знаток» сразу подымая начальную цену в два раза (чтобы отбить желание у конкурентов побороться так он объясняет свои действия консультантам) берет дуэльную пару мастера условно говоря за 5 000 евро. На следующем аукционе начальная цена на подобную дуэльную пару этого же мастера уже составляет 4 000 евро (слухи в среде антикваров расходятся очень быстро) и он ее покупает в борьбе с конкурентами за 7000 евро. В итоге четвертая пара в гораздо худшем состоянии чем первая ему достается за 25 000 евро. И мало кто помнит, что год назад все это стоило в десять раз дешевле.

Порой опираясь на подобные истории утверждают что скупка антиквариата выгодное вложение денег. На самом деле если не удается стать участником истории подобной вышеописанной то прибыль от вложения в антик есть, но чаще всего носит консервативный характер. Определенно можно сказать, что предмет в хорошем состоянии и средней ценовой категории менее подвержен скачкам цены в ту или иную сторону чем дорогие предметы и способен через какое-то время прибавить в цене. По мнению итальянского историка знатока истории оружия Андриано Сала сравнительный анализ цен в последние 30 лет показывает, что массового снижения не наблюдалось ни разу. Но покупая у дилеров и продавая через них же вы теряете на процентах обслуживания. А шанс купить напрямую у владельца раритет по низкой цене есть, но он не велик. И возможно только потомкам удастся разбогатеть продав дедушкину коллекцию. Но как сохранить эту коллекцию в нашей стране это и в наше время актуальный вопрос и тема для отдельного разговора. (Продолжение следует…)

Следующие темы: 
Верить ли антикварам.

Антиквары безусловно уважаемые люди. По сути они являются хранителями времени. Хороший антиквар, как правило, отлично знает историю хорошо разбирается в технологии изготовления и ремонта старинных предметов в целом является высокообразованным человеком. Причем если просто коллекционер часто изучает глубоко только тему своего увлечения то антиквар обладает знаниями во многих областях. В целом можно сказать это элита образованного общества. Но поскольку целью любого продавца является получение прибыли то перефразируя классика можно сказать: денежный вопрос их испортил.

Один из классических примеров это бабушка в одной из антикварных лавок Мюнхена которая из года в год глядя доверчивым взглядом на покупателя вещает: — Этот пистолет уже более 300 лет хранится в нашей семье и пришло время отдать его в хорошие руки! Слушая добрую старушку уже и не вспоминаешь, что капсюльные пистолеты появились на сто лет позже. Придумывание достоверной легенды для предмета это безобидная проказа славных антикваров. Ведь понятно, что просто трещина в прикладе резко уменьшает стоимость условного пистолета но если есть свидетельства, что трещина произошла от удара об голову Наполеона то такое событие в истории предмета способно загнать цену за облака. Как утверждает один из московских антикваров: — Коллекционирование это часто обмен а где обмен там и обман. А уж в чём этот обман будет заключаться одному Богу известно. Может быть предмет собран из нескольких подобных может какая-то часть неоригинальной или восстановленной возможен скрытый дефект. Иногда выясняется что ствол имеет калибр отличный от барабана номера часто перебивают на более ранние а капсюльные пистолеты переделанные в свое время из кремневых переделывают обратно в кремневые.

До определенного момента подделки на рынке встречались как правило в дорогом сегменте поскольку подделывать дешевые вещи было экономически не выгодно. В музее Сан-Марино есть одна витрина в которой выставлены редкие и дорогие предметы. Но самое примечательное это поясняющие надписи которые например гласят: «Револьвер Кольта модель Патерсон в подарочном ящике накладки рукояти из слоновой кости позолота гравировка личная подпись С. Кольта. Стоимость на рынке более 200 000 евро если бы не было подделкой». С определенного момента антиквариатом заинтересовались китайцы и на стоянках крупных торговых центров появились группы гастарбайтеров предлагающие недорого россыпи древних монет якобы только что выкопанных из траншеи. А в интернете появилась куча предложений по популярным моделям холодного оружия. И уже поговаривают о появлении партии винтовок Мосина царского времени. Или история свидетелем которой стал Сергей в Испании. Случилось ему быть в Толедо где он посетил антикварный салон и ему предложили пару дуэльных пистолетов якобы середины 19-го века. Рассмотрев их Сергей понял, что перед ним продукция испанской оружейной мастерской ARSA с владельцами которой он общался два дня назад. Данная мануфактура специализируется на выпуске именно дульнозарядного оружия используя в основном ручной труд. Не желая обижать старого антиквара он просто спросил почему на стволах стоят современные испытательные клейма. Слегка смутившись почтенный дон Хулио (имя настоящее) пояснил, что таковы правила в Испании и даже антикварное оружие проходит проверку на испытательных станциях. Важно кивнув в знак согласия Сергей удалился пожелав удачной продажи.

Через год судьба (а вернее жена в погоне за отличной обувью) опять занесла Сергея в Толедо и он конечно же нанес визит старому знакомцу. Опять увидел тот же набор и рассмотрел что клейма тщательно затерты и датировка середина 19-го века гордо присутствует на ценнике. Дошло до того, что даже солидные антикварные аукционы пользующиеся услугами признанных экспертов если не имеют четкого «провенанса» (истории происхождения предмета) стараются не давать гарантий подлинности ограничиваясь формулировками «скорее всего» «вероятно» «предположительно». Впрочем подобное положение вещей сложилось на рынке антиквариата с момента его рождения. Почитайте на досуге Павла фон Винклера и увидите те же истории только случившиеся много лет назад. И если уже речь зашла об экспертах особенно нашего российского «разлива» то здесь давно все сказано до нас: — А судьи кто? Ну в общем то все судьи то есть эксперты Министерства культуры призванные определять подлинность предметов антиквариата обозначены на сайте данного ведомства. Там есть их звания контакты и области искусства в которых они призваны разбираться. Но не смотря на достаточно длительный срок формирования корпуса экспертов и отбор наиболее квалифицированных специалистов надо признать что «кое-где у нас порой» встречаются эксперты не способные отличить гражданское оружие от военного.

Предмет на фото №3 «эксперт» называет русским пехотным ружьем образца 1845 года хотя разница с оригиналом на фото №4 более чем очевидна. В принципе хотя бы одна страница из этой экспертизы достойна внимания.

Но это пожалуй вопиющий случай возможно обусловленный долгой службой данного «специалиста» в органах МВД. Хотя и признанные специалисты впрочем тоже часто не находят общего мнения при оценке одного и того же предмета но тут спор идет как правило о незначительных расхождениях в датировке или предназначении предмета (например дорожные дуэльные или спортивные пистолеты). Хотя надо признать, что порой уровень дискуссии высоких специалистов сводится к фразам: — Это только Ваше мнение и оно мне не интересно потому что я думаю иначе. Это было бы смешно если бы порой за этими словами не стояли судьбы живых людей (имеется в виду история реконструктора В. Масюка ставшая «бомбой» 2017 года). По данному делу экспертное сообщество разделилось. И к сожалению коллекционеров побеждает следующая логика уважаемых экспертов высказанная пока в частной беседе но способная завтра появиться в экспертизе от которой будет зависеть останетесь ли вы на свободе или станете преступником: основные части огнестрельного оружия — ствол затвор барабан рамка ствольная коробка но в случае дульнозарядного оружия когда нет затвора — роль этого элемента играет замок. Напомню речь идет о фитильном мушкете и что там может затворять или замыкать замок мне никто объяснить не смог. И проблема в том что именно эти эксперты вызываются полицией для экспертизы спорного предмета и могут не взирая на выданное ранее заключение написать свое которое устроит сотрудников полиции.

По воспоминаниям бывалых антикваров лучшими экспертами были две дамы в одной из аэрогаваней столицы которые выдавали разрешение на ввоз копий и реплик антикварного оружия под видом оригиналов. Причем делали это совершенно бескорыстно то ли по доброте душевной то ли строго руководствуясь нормами Евросоюза где в большинстве стран все оружие на черном порохе относится к одной категории. Еще один не менее важный вопрос стоящий перед «юным» коллекционером что же собирать? По какому принципу формировать коллекцию? Собирать все подряд могут себе позволить небольшое количество людей на земном шаре. Собирать только модели револьверов Кольта? Неплохая идея но надо учесть что только модель револьвера Кольт-Покет выпускалась более чем в 200-ах вариантах. Собирать ли по географическому признаку по предназначению (военное охотничье или другое оружие), по системам заряжания воспламенения или по деньгам, каждый для себя решает сам. И надо понимать, что этот процесс бесконечен и способен в буквальном смысле свести с ума. Порой от жен знакомых коллекционеров доводиться слышать: — да у него под подушкой всегда лежит какая-то железяка на меня уже и не смотрит. (Продолжение следует …)

Игорь Вербовский

Похожая запись

Добавить комментарий