Инвентаризация — страшное слово для работников торговли, оно означает, что нужно пересчитать, сверить, проверить весь наличный товар. Нудная и тяжелая работа! Именно в такой момент я оказался рядом с директором одного из известных оружейных салонов Москвы. На прилавок, вдоль которого я проходил, было выложено почти все наличное оружие магазина.

Здесь были и высокоточные винтовки, и карабины со сменными стволами, и гладкоствольное оружие — в общем, все, что заставляет учащенно биться сердце любого мужчины. Среди всего великолепия я вдруг обратил внимание на неприметное и какое-то несерьезное ружье, взял его в руки и, не почувствовав привычной тяжести оружия, с усмешкой задал вопрос: «Что, на игрушечное уже перешли?» Н это я получил нормальный ответ: «Матчасть учи, салага! Это же Baby Bretton, неуч!» Дождавшись приезда хозяина компании, Владимира Николаевича Щигорца, я приступил к «пыткам»: что? откуда? почем?

Оказывается, несколько ружей были куплены на одном из аукционов в Европе и привезены в Россию, но из-за специфики это очень редкая вещь для отечественных охотников. По задумке создателей, Baby Bretton («Малышка Бреттон») предназначено для долгой ходовой охоты с подружейной собакой на птицу и для использования людьми с «невыдающимися» физическими данными (женщины, дети, пожилые люди). Еще одной сферой использования этого легкого и неприхотливого ружья могут стать длительные пешие походы в горах и лесу. Это ружье было в магазине последним. После непродолжительных уговоров я получил необычный экземпляр французских оружейников для проведения фотосессии и краткого знакомства.

Итак, Baby Bretton, как и многие оружейные марки, включает в название имя своего создателя — французского инженера Жоржа Бреттона (Georges Bretton). В 30-х годах ХХ века, этот инженер возглавил французскую компанию «Генеральное объединение механики» (Societe Generale Mecanique), расположенную в Сент-Этьене. Предприятие занималось разработкой и испытанием различных механизмов для оружейной промышленности и мелкосерийным производством оружия. Вскоре отец и сын Бреттоны начали разработку нового ружья, которое должно было сочетать несколько основных качеств: простоту, дешевизну в производстве и легкость. С этой задачей Бреттоны справились, создав совершенно оригинальное ружье с вертикальным расположением стволов. Начавшаяся Вторая мировая война внесла свои коррективы в запуск оружия в серию, приостановив этот процесс до 50-х годов. В начале 80-х компания была куплена Societe ATAMEC, обладавшей на тот момент более современной производственной базой. И тут в производстве этого суперлегкого ружья начался своеобразный ренессанс, его начали поставлять по всему миру. И Baby Bretton нашел как своих почитателей, так и противников, но равнодушных не было. В дальнейшем компанию переименовали, и Bretton France функционирует в составе компании Bretton & Gaucher по сей день в Сент-Этьене.

В отличие от большинства бокфлинтов, обладающих серьезным весом из-за обилия деталей и материалов, используемых в их производстве, это ружье было необычайно легким, за что в принципе и получило свое имя. В конструкции ружья использована крайне необычная система перезаряжания и запирания, что позволило «упростить» конструкцию, сократив количество деталей механизма в несколько раз по сравнению с большинством гладкоствольных ружей. А чего стоит совершенно новаторская (для того времени) идея использовать в изготовлении авиационный дюралюминий! Да-да, читатель все правильно понял: дюралюминий применен при создании колодки, ствольной муфты и — невероятно, но факт — стволов. Все это в совокупности дало оружию небывалую легкость (не более 2300 г) и простоту в эксплуатации и обслуживании. При этом использование дюралюминия никак не повлияло на прочностные характеристики ружья. Что касается стволов, то испытания прочности, по данным производителя, происходят при давлении около 1000 bar (100 МПа).

Это в принципе исключает какие-либо повреждения при стрельбе патроном 12/70 со стандартным зарядом, а с учетом особенностей использования этого ружья (уменьшение заряда для снижения отдачи) риск повреждения стволов или травмирования стрелка доходит до нуля. Еще одна особенность данного изделия — быстрая и легкая смена стволов. Выпускается несколько вариантов сменных пар, различных по длине: 700, 650 и 610 мм. Смена происходит очень просто: на хомуте «отпускается» винт, находящийся на срезе стволов, затем хомут снимается, освобождая оба ствола, после этого каждый ствол по отдельности выкручивается из ствольной муфты. Я проделал всю эту процедуру ради чистоты эксперимента, и действительно, все было просто и быстро, при этом никаких специальных инструментов, кроме отвертки, не потребовалось. Дульные сужения фиксированные, поэтому часто в комплекте бывает несколько стволов, позволяющих варьировать их комбинации, при этом создаются сочетания, нужные охотнику для определенных условий охоты. В более поздних моделях в комплектах можно встретить стволы для малокалиберных боеприпасов, что дает возможность расширить возможности оружия. Отделка ружья, которое попало мне в руки, отличалось простотой; для производства ложи и цевья использовался добротный орех. Конструкция ложи классическая полупистолетная, на шейке и по низу цевья нанесена глубокая и частая насечка для более удобного хвата. Гравировки на первых экземплярах, как правило, не было, она появилась позже, но опять же без претензии на художественность, что было обусловлено снижением цены в производстве и продаже. В современных моделях для привлечения новых покупателей компания стала использовать орех более высокого класса и интересную гравировку.

У большинства охотников или стрелков перезаряжание Baby Bretton вызывает изумление. Оно необычно для всех, кто привык переламывать свои ружья. Ну а Baby буквально раздвигается.

Для перезаряжания нужно повернуть ключ, расположенный с правой стороны колодки, против часовой стрелки вниз до упора, при этом расположенный в колодке болт выходит из полукруглых пазов на направляющих, закрепленных в муфте, после чего ружье раздвигается в продольном направлении. Экстрактор, расположенный между направляющими и закрепленный в колодке, «выдвигает» стреляные гильзы для более удобного их удаления из патронника. Одновременно при повороте ключа производится постановка курков на боевой взвод. Бойки в ружье не подпружинены и после выстрела выходят за плоскость щитка, но благодаря конструкции ружья это не является помехой для перезаряжания. Ружье имеет два спусковых крючка. Передний обслуживает верхний ствол, задний, соответственно, нижний. Запирание происходит тем же ключом, но в этом случае после «сдвигания» муфты и колодки его надо повернуть по часовой стрелке в крайнее верхнее положение. Большим достоинством этой системы является отсутствие люфтов стволов и системы запирания даже при большом настреле. Но есть и недостатки. Один из них — неудобство экстрактирования патрона в нижнем стволе. На более поздних моделях при повороте ключа и «раздвигании» ружья направляющие выходят из колодки, и можно ствол переломить на небольшой угол, что дает более удобный доступ к нижнему стволу. Вторым недостатком, по мнению некоторых охотников, считается так называемая «драчливость» ружья при стрельбе со стандартной навеской патронов, обусловленная его суперлегкостью. Для нивелирования этой проблемы производитель предусмотрел массивный каучуковый затыльник. Хотя при покупке этого оружия нужно понимать, что оно не предназначено для крупной дичи и дальней стрельбы, а при уменьшенной навеске заряда позволяет комфортно добывать на ближних дистанциях таких птиц, как куропатка, бекас, вальдшнеп. Ну и наконец, самый главный минус, по моему скромному мнению, состоит в отсутствии предохранителя как такового, во всяком случае в той модели, которая попала мне в руки. Да, усилие на спусковых крючках достаточно высокое, и вероятность совершить непроизвольный выстрел, задев спусковые крючки веткой, или случайно нажать пальцем низкая, но все же безопасность должна быть прежде всего. На мой вопрос производителю о наличии предохранителя в современных версиях этой модели я ответ, к сожалению, не получил. Хотелось бы добавить и еще один немаловажный момент: при запирании ружья нужно внимательно следить за ключом и не забывать его «закрыть», чтобы избежать повреждения ружья и травмирования стрелка при выстреле.

В наши дни компания Bretton & Gaucher продолжает работать и радовать почитателей своей продукцией. В ассортименте присутствует модель описанного мною ружья, нарезные карабины и более совершенные гладкоствольные ружья. Также компания предлагает клиентам изготовление гравировки и ремонт оружия. Многие зарубежные охотничьи форумы посвящены обсуждению этого оригинального ружья. В нашей стране ружья этой марки встречаются крайне редко и известны малому числу охотников. Видимо, они интересны для коллекционеров оружия (из-за своей необычности и смелых технических решений) и тем, кто хотел бы иметь в своем арсенале суперлегкое ружье.

Вот такое оно, Baby Bretton, необычное и противоречивое. Купил бы я его себе? Скорее да, чем нет. Я не бог весть какой охотник, но за рябчиком побродил бы с этим ружьем по лесу. Думаю, при наличии хорошо обученной собаки охота на луговую дичь тоже была бы в радость. Ну а всякие минусы и недостатки всегда можно оправдать обнадеживающими словами известного литературного персонажа: «Нет предела совершенству!»

Максим СЕВЕРИН

Похожая запись

Добавить комментарий