Фуражировка была очень удачна; мимоходом спалили три аула; раза два был в жаркой схватке. Застрелил одного шапсуга из пистолета; он кинулся на меня с шашкою, но заряд иголок вместо пули прошил кольчугу и самого чуть не насквозь. Спасибо за эту выдумку кабардинскому абреку, Адли – Гирею.

А.А. Бестужев-Марлинский «Он был убит».

Этот небольшой, казалось бы, отрывок из повести, написанной почти двести лет назад, содержит в себе много информации, актуальной и сегодня. Но меня, человека увлеченного дульнозарядным оружием, прежде всего, заинтересовал заряд иголок, примененный героем повести.

То, что дульнозаряд, не подчиняется основным правилам свойственным современному оружию, мне было известно и до этого. И манипуляции с различными навесками пороха, формой пули, пыжами и прочее, истинный любитель дульнозаряда совершает всю свою сознательную жизнь. Еще больше фантазий на тему зарядов, проявили братья наши старшие, артиллеристы. Ядро, картечь, шрапнель это только самые известные вариации. Наибольшую изобретательность, пожалуй, проявили канониры времен парусного флота. Одни названия чего, только стоят: книппель, брандскугель, стригач, цепные ядра и прочее. Эпизод из фильма «Пираты Карибского моря», где вместо ядер стреляют столовыми приборами, кажется выдумкой сценариста. Но обратимся к классикам. А.С.Пушкин, повесть «Кирджали» -«Когда Сафьянос, расстреляв всю свою картечь, пришел к нам в карантин, отбирая у раненых для последних зарядов пуговицы, гвозди, цепочки и набалдашники с атаганов, я отдал ему двадцать бешлыков (БЕШЛЫК – (тур.). Серебряная монета в Турции) и остался без денег».

Пожалуй, лучшего примера для пословицы «Деньги на ветер» не найти. Подобных примеров в истории можно встретить, не мало. Но это все касается артиллерии, где калибр некоторых пушек допускал и запуск человека. Хотя, правдивые истории барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, вызывают некоторые сомнения.

Что же касается ручного огнестрельного оружия, то здесь информации очень мало.

Упоминается, что однажды, при обороне Тадж-Махала, индусы использовали пули сделанные из драгоценных камней и что охотники за вампирами(такие действительно были) колдовали с серебряными пулями. И это, пожалуй, все.

Поэтому, подобно как всякому любознательному и шаловливому ребенку, мне естественно захотелось воспроизвести рецепт Адли-Гирея, в современных условиях.

Сразу, надо признать, условную ценность данного эксперимента. Поскольку, мы не знаем, данных пистолета, заряда и качества пороха, которые использовал герой повести, ни расстояния, на котором произошел выстрел. Не знаем, как выглядела кольчуга, которую носил шапсуг и самого шапсуга, у нас к счастью не было. Справедливости ради, надо также отметить, что в те старые времена, когда слова стандарт и ГОСТы были не известны, повторить подобный эксперимент, было также затруднительно.

Но, тем интересней было попытаться, получить результат сходный с историческим описанием.

Прежде всего, надо было подобрать необходимый инвентарь. С этим возникли самые большие проблемы. Оригинальное короткоствольное оружие 19 века, даже худую копию или реплику, из которой можно произвести хотя бы один выстрел, у нас в стране не найти (по крайне мере официально).

Можно, предположить, что на Кавказе в 20-30 годах 19-го столетия, в армии использовался гладкоствольный пистолет образца 1809 года, имеющий калибр 17,7 мм. Поэтому, исходя из правил, действующего законодательства, пистолет пришлось заменить, репликой французского мушкета модель 1777 года, итальянского производства, имеющего такой же калибр. Разницу в длине стволов, решил нивелировать величиной заряда.

Далее, предстояло разобраться с иглами, которые использовались вместо пули.

Первоначально, я решил, что речь идет об обычных швейных иглах, так называемых цыганских. Подобной иглой, можно было и пошить одежду, починить сбрую и, если надо зашить рану. Но пробный выстрел, подобными иглами, показал ошибочность подобного предположения. Буквально на расстоянии 2-3 метра, все иголки разошлись веером и в деревянный щит пришли боком. После некоторого замешательства, было решено обратиться к обычным гвоздям, которые при откусывании шляпки, вполне стали напоминать иглы. Было сделано два варианта игл, в первом использовались гвозди длиной 50 мм, диаметром 3 мм, во втором гвозди длиной 40 мм, диаметр 2 мм. Для фиксации гвоздей был изготовлен бумажный цилиндр по диаметру ствола, в который были вложены гвозди, затем для фиксации гвоздей-игл, торцы заливались парафином.

Кольчугу, любезно предоставили знакомые реконструкторы, долго извиняясь, что дают нам не сведенную кольчугу. Но, на безрыбье и рак рыба, как говорили наши предки. Тем более, подобные, не сведенные кольчуги вполне имели место быть, по крайней мере, так утверждает известный историк-оружиевед, доктор исторических наук К.С. Носов, в свой книге «Традиционное оружие Индии». Кольчуги же, сделанные на Кавказе, высоко ценились на Востоке. Собственно, название населенного пункта Кубачи, в переводе с тюркского означает «делающие кольчуги». Также, можно предположить, что качество доспехов, зависело от платежеспособности заказчика. Кольчугу для испытания вывесили на щит из пеноплекса, который должен был имитировать человеческое тело.

Первый выстрел был произведен с расстояния 3-4 метра. Результат был предсказуемый, но тем не мене неожиданный. Пучок гвоздей просто пробил кольчугу насквозь, оставив большую единую дыру, как будто мы выстрелили пулей. Стало, понятно, что на таком расстоянии гвозди-иглы не успели еще отделиться друг от друга. Кроме того, отделившиеся кольца, из которых была собрана кольчуга, нанесли дополнительные повреждения щиту.

Второй выстрел произвели на расстоянии 10 метров. Вначале показалось, что все иглы прилетели в цель боком и не смогли пробить кольчугу. Но рассмотрев внимательнее щит, я смог обнаружить пару гвоздей прошивших щит почти насквозь.

Стало понятно (впрочем, можно было и так, догадаться), что выстрел иголками, может быть удачным, только в пределах определенного расстояния. На, не большой дистанции заряд действует как обычная пуля, а на большой дистанции, иглы придут в цель боком и, скорее всего, не причинят вреда. Для игл разного размера оптимальное расстояние будет свое.

На этом, собственно, эксперимент, можно было считать законченным. Но, как это обычно бывает в таких случаях, он родил новые вопросы.

Неужели качество кавказских кольчуг было столь высоким, что не всякий выстрел из огнестрельного оружия гарантировал пробитие? На самом деле, даже самая качественная кольчуга не способна противостоят прямому удару клинкового оружия, пули или стрелы. Но, способна защитить от скользящих ударов. Как правило, любая стычка в те времена заканчивалась рукопашной схваткой и навык, владения холодным оружием, был наиболее важным.

На мой взгляд, не только, от качество кольчуги, но и от качества огнестрельного оружия зависел результат выстрела.

Вот, интересное историческое свидетельство о прочности защитных доспехов. Дело происходит, правда, в Сибири, не на Кавказе и речь идет не о кольчуге, а о традиционной для тех мест, защитной одежде. Верхоленские служилые в челобитной 1646 г. жаловались, что «и с своих худых пищаленок их брацких Куяков не пробиваем, а у ково есть у нас нарочитые пищали, те их и побивают, а ис худых ничево им не учинить» (© Багрин Е.А. ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ в XVII – начале XVIII вв. )

Говоря, современным языком, свойства огнестрельного оружия в те времена, были, весьма различны.

Разное восприятие опасности огнестрельного оружия, демонстрирует другое воспоминание участника войны на Кавказе.

– Вправо, на горе, по дороге к Курджипсу, появилась довольно большая партия горцев. От нее отделилось несколько джигитов, видимо ради того только, чтобы погарцовать, и похвастать лошадьми: они подскакивали довольно близко. Это были панцырники, слишком расчитывавшие на свою неуязвимость; но, с штуцером плохи шутки, панцырь тут ненадежная защита. Стрелки испробовали свое орудие на господах панцырниках, и когда одним из выстрелов свалило всадника с лошади, у остальных охота забавляться прошла, и они отъехали на весьма почтенное расстояние.

( ДРОЗДОВ И. «ПОСЛЕДНЯЯ БОРЬБА С ГОРЦАМИ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ»)

К примеру, один из факторов, ослабляющих выстрел, это размер затравочного отверстия. Современные производители, рекомендуют делать затравочное отверстие 0, 8 – 1, 2 мм. Но, некоторые исторические образцы имеют отверстия диаметром 3-4 мм. Причин, этому может быть несколько, естественное выгорание металла или специальное увеличение затравочного отверстия, при использовании некачественного пороха.

Вполне возможно, что абрек Адли-Герей, владел «убитым» пистолетом и на основании своего опыта, дал такой совет.

В дальнейшем, использование подобных хитростей, очевидно, не давало явного преимущества перед выстрелом с обычным зарядом, а дальнейшее развитие огнестрельного оружия заставило защитное снаряжение принять другой облик.

Игорь Вербовский

Похожая запись

Добавить комментарий