Время от времен в сети можно встретить следующую фразу.

Известно , что из 37000 ружей заряжавшихся с дульной части и найденных впоследствии на поле сражения при Геттисберге , 24 000 были заряжены , в 12 000 было по два заряда забитых в ствол один поверх другого , и часто наоборот – пуля под зарядом! В 6000 было от трех до 10 зарядов один на другом. Нашли даже ружье заряженное 23 раза подряд.

«Хорошо что война так ужасна иначе мы бы слишком полюбили ее».- Роберт Ле Грант (после сражения при Фредериксбурге).

В мифологии американской истории битве при Геттисберге уделено много внимания. И действительно, если сравнивать это сражение с битвой под Москвой (как говорят французы) или Бородино, как говорим мы, то можно найти много общего. Хотя масштаб конечно не сопоставимый. В ходе противостояния не был выявлен безусловный победитель, побежденным признали того кто первым покинул поле боя.

Войска генерала Роберта Ли в полном порядке отошли, а армия северян не рискнула преследовать врага по горячим следам. Несмотря на то что южане три дня выступали в непривычной для себя роли атакующих, цифра их потерь не сильно отличалась от потерь северян. Но моральное превосходство осталось на стороне севера. Они смогли устоять против непобедимых «головорезов Юга». Ну а отсутствие возможности пополнять свои ресурсы погубило в итоге Конфедерацию так же как и Наполеона в России.

Одним из героев Геттесберга стал человек изображенный на следующей фотографии:

История сохранила не только его имя но и краткую биографии.

Джон Лоуренс Бернс потомок шотландских переселенцев родился в 1793 году.

Жить мирно в Соединенных Штатах в те времена мало кому удавалось вот и Джон вначале принял участие во второй войне за Независимость, потом оставаясь на службе в вооруженных силах, воевал против Мексики. И когда разразилась Гражданская война, несмотря на возраст, без малого 70 лет, записался добровольцем в армию Севера. Первоначально его отправили служить в обоз. Но как часто бывает при отступлении тыл оказывается фронтом и для Джона настал звездный час.

По общепризнанной версии старый вояка, которого замучил ревматизм, подагра, и боль в коленках, занял место в рядах обороняющихся северян и отстреливался до последнего патрона не сходя со своего места. К старческим болячкам и застарелым ранам прибавились новые и в итоге Джон попал в плен к южанам. Но поскольку правда была на его стороне он выжил и даже якобы сохранил свой мушкет с которым в общей сложности не расставался более полувека. По крайней мере так говорят детям в американской школе, а Джону Лоуренсу Бернсу установили монумент на воинском кладбище Геттисберга.

Изучив фотографию видно что оружием Бернса, по официальной версии является кремневый, вероятно гладкоствольный мушкет. Что для оружия ополченца, которым Бернс по сути и являлся, было обычным делом. Перед началом войны численность всей армии Соединенных Штатов не превышала 20 000 человек. Современных нарезных мушкетов на арсеналах и складах хранилось не намного больше этой цифры. И с началом войны потребность в оружии выросла сразу и в разы. Вооружить армейские части соответствующим оружием быстро было невозможно. К тому же в каждом штате существовали отряды резервистов или народной милиции, вот они часто были вооружены чем попало, кто что принесет из дома. Впрочем отцы-командиры порой покупали оружие на свои деньги, один из командующих подобного подразделения, точнее округа генерал Бенджамен Батлер даже прикупил с десяток картечниц Гатлинга хотя на эти деньги можно было купить примерно 500 отличных мушкетов. В целом эта ситуация была характерна для ополчения и южан и северян.

Касаемо нашего героя, впрочем есть версия что во время знаменитой битвы в руках у него была винтовка которую он то ли подобрал на поле сражения, то ли получил из рук командира.

Но для проверки утверждения что в одном из мушкетов было 23 заряда остановимся на оружии ветерана с фото. В начале девятнадцатого века (до 1842 года) прототипом для американского длинноствольного оружия был выбран французский мушкет обр. 1777 года калибром 0.69 (175 мм). длиной ствола 42” (106 c м). Заряд пороха весом в 8 грамм и пуля в стволе с таким диаметром занимают столбик длиной 5 см.

Фото из открытых источников.

И это без пыжа или бумажной обертки патрона. Простое умножение 23 х 5 = 115 см доказывает что 23 заряда не могут поместится в стволе мушкета калибром 0.69 а тем более в оружии поздних годов выпуска, где калибр был меньше а длина ствола часто короче.

Конечно въедливый читатель может утверждать что восемь грамм пороха могли просыпаться в процессе заряжания и мушкетом могла быть «Смуглянка Бесс» у которой калибр больше и столбик заряда соответственно ниже. Я спорить не буду просто прошу сбавьте немного число зарядов, не больше двадцати хотя бы.

Естественно в этой истории не обошлось без мнения нашего американского друга для которого тема оружия не пустой звук. И его, судя по всему «прикалывает» интерес русских к событиям их истории. Вот что сказал Лии (stores.leeshavergunsmithing.com ):

– «Я читал о тех винтовках которые были найдены доверху заряженными на полях сражений, и кажется невозможным чтобы это могло случаться так часто, но в слишком многих случаях южные не были обученными военными, они были мальчиками с фермы. Даже в войсках Союза новобранцы были склонны к панике. Много лет назад мне рассказал историю мой родственник. В первый раз когда он в молодости отправился на охоту на оленей он позаимствовал модель 94 Winchester. Примерно в 40 метрах от него вышел очень большой олень он прицелился и стрелял из ружья пока оно не опустело. Олень этого не заметил поэтому стрелок расстроился накричал на оленя и прогнал его. Затем когда он начал собирать гильзы он понял что во всех патронах остались пули. Ему казалось что он выстрелил из винтовки, слышал звук и семь раз почувствовал отдачу, но на самом деле так и не выстрелил. К тому времени как все закончилось олень вероятно уже чуть не умирал от смеха. Это прекрасно подчеркивает как человек мог думать что он заряжает и стреляет но на самом деле все не так».

Нельзя не согласиться с Лии если чисто физически 23 заряда не помещаются в ствол это не значит что они не войдут туда в нашем воображении. Я думаю что многие, если не все стрелки, ощущают давление момента при важном выстреле. Особенно это чувство часто могут испытать спортсмены. Я например очень часто выхожу с тренировки мастером спорта но с соревнований всегда возвращаюсь второй -перворазрядником. Вот такая загогулина понимашь….

Игорь ВЕРБОВСКИЙ

Похожая запись

Добавить комментарий