Бывает, охотники соберутся и давай обсуждать устройство оружия, затворы, запирания винтовок. Одни относятся к этому вопросу очень трепетно, другие считают его неважным и больше техническим. «Главное, чтобы винтовка точно стреляла, а затвор дело десятое», — считают они. Мне этот вопрос кажется интересным и, безусловно, требующим подробного рассмотрения.

Прежде всего очертим границы и уточним, что будем рассматривать только винтовки с ручным перезаряжанием, так как в них запирание наиболее интересно и разнообразно. В болтовых винтовках запирание определяет особенности перезаряжания винтовок, прямоходы, запирание поворотом и особенности последнего.

С технической точки зрения главная задача, которую выполняет затвор, — это надежно и безопасно запереть ствол оружия, а уже потом досыл патрона из магазина и извлечение стреляной гильзы. При этом механизм запирания должен быть прост в устройстве, надежен и удобен в пользовании и обслуживании.

Конечно, на конструкцию затвора прежде всего влияет мощность используемого боеприпаса. Например, затворы малокалиберных винтовок под патрон .22 Lr очень просты и часто запираются на ручку затвора. Если в винтовке используются усиленные патроны или винтовка рассчитана под патрон .22 WMR, то на затворе может появиться еще один дополнительный боевой упор, причем запирание происходит на коробку винтовки в средней или задней части. Последнее уточнение важно, поскольку в этой части ресивер ослаблен пропилом для движения ручки затвора. С увеличением мощности патрона запирающая часть начинает смещаться к стволу, а иногда переходит и в сам ствол, но об этом чуть позже. На мощных калибрах хорошо видно утолщение ресивера именно в том месте, где осуществляется запирание.

ПРАКТИКА ПОКАЗАЛА

Эксперименты с расположением боевых выступов проводились в самом начале внедрения винтовок с продольноскользящим затвором. Боевые выступы были непараллельными и в разных частях тела затвора. В итоге с накоплением практического материала об использовании винтовок почти все конструкторы пришли к мысли, что место боевых упоров впереди, у самого патронника. Именно такое расположение дает максимальную прочность запирания. Интересно, что запирание у большинства винтовок происходит не на ствол, а на ресивер.

Наиболее распространен затвор по типу маузера, с двумя крупными боевыми упорами. Эта классическая конструкция используется во всех калибрах — от самых слабых до самых мощных. Простое и надежное запирание применяется как в военном оружии прошлых лет, так и в охотничьем оружии. Такой тип запирания востребован, например, в снайперском оружии. При всей простоте и надежности затвор с двумя боевыми упорами имеет недостаток: при отпирании необходимо поворачивать рукоятку затвора почти на 90°., а это создает проблемы, если, перезаряжаясь, не отрывать оружие от плеча. Угол, конечно, можно уменьшить, но для этого придется поступиться площадью боевых упоров, что скажется на прочности запирания. Этот недостаток привел к появлению затворов с тремя боевыми упорами. Размещение на конце затвора трех запирающих выступов позволило сохранить максимальную большую площадь запирания и уменьшить угол отпирания затвора до 60°, что удобно и комфортно. Дальнейшее наращивание площади запирания пошло по пути кратного разделения боевых упоров. Так мы получили винтовки с запиранием на 6, 9 и т.п. боевых упоров. Разумеется, большое количество боевых упоров связано с необходимостью точного изготовления пригонки, а это в серьезно удорожает оружие. Именно поэтому подобные затворы чаще всего встречаются на дорогом, высококлассном и высокоточном оружии.

Интересно, что запирание в винтовках при помощи поворота затвора в большинстве случаев происходит на коробку или специальную муфту между стволом и коробкой, а не на сам ствол. Объясняется это тем, что сделать пазы для запирания и, главное, выдержать определенный зазор между патронником и затвором в такой конструкции значительно проще, чем если бы пришлось выбирать запирающие выступы непосредственно в стволе. Кроме того, узел запирания требует закалки, принципиально отличающейся от той, что используется для самого ствола. В тоже время в винтовках, где затвор запирается цангой или роликами, проточка для этого запирания делается непосредственно на стволе. Оружие с такой схемой запирания на ствол сильно разгружает всю конструкцию и позволяет делать коробку легкосплавной или дает возможность вообще от нее отказаться, как это получилось с Blaser R93 и R8, где личинка затвора входит непосредственно в ствол.

Вообще прямоходная система перезаряжания — интересный и оригинальный тип, который породил несколько остроумных способов запирания затвора. Например, цанговое запирание Blaser R93. Личинка затвора не имеет выступов; при досылании каретки затвора вперед цанги личинки раздвигаются, входят в кольцевую проточку ствола и надежно его запирают. В самом начале производства эта схема вызывала много вопросов, но практика показала его надежность и удобство использования. Плюсы же такой схемы очевидны: не нужно поворачивать рукоятку затвора, достаточно просто потянуть затвор назад, а потом вернуть его обратно — движение естественное и удобное, и сама перезарядка ускоряется многократно.

Другим путем пошла компания «Хайм» в своей модели СР-30, поместив в тело затвора стальные шарики. В переднем положении под воздействием специальной детали они выступают из тела затвора и фиксируются в таком положении. При этом они входят в специальную проточку и надежно запирают оружие. Как и в случае с «Блазером», в первое время такое запирание вызывало много вопросов, и прежде всего из-за небольшой площади выступающих шариков, но в дальнейшем практика все расставила по своим местам.

Интересным примером винтовки с прямым перезаряжанием является наша мелкашка БИ-7-2КО, затвор которой не имеет боевых упоров и приводится в движение системой рычагов. Запирание осуществляется в передней крайней, «мертвой точке», когда рычаги выстраиваются в одну линию. Чтобы отпереть ствол, нужно потянуть рукоятку, расположенную на одном плече, немного вбок и назад, при этом система выходит из «мертвой точки» и затвор начинает двигаться назад, извлекая гильзу. Такое запирание надежно, но прижилось только на небольших калибрах.

Существовали системы, где прямоходный затвор был совмещен с запиранием поворотом личинки. К сожалению, широкого распространения они не получили. По сути, всю нишу прямоходного затвора захватил «Блазер», который предложил не просто новое запирание, а целый комплекс новинок: сменные стволы и личинки, позволяющие менять калибр оружия «на ходу», шпаншибер, позволивший по-новому взглянуть на безопасность обращения с оружием.

Интересно, что далеко не все охотники стремятся выбирать карабины с новыми видами запирания. Там, где охота ведется профессионально, часто выбирают проверенную временем маузеровскую схему работы затвора с двумя боевыми упорами, которая не боится ни пыли, ни грязи и достаточно проста, что позволяет делать винтовки недорогими.

Говоря о затворах, нужно остановиться на способе экстракции гильзы. При всей внешней простоте этого процесса в нем есть некоторые особенности. Так, при движении назад зацеп выбрасывателя извлекает стреляную гильзу из патронника, и она, взаимодействуя с отражателем, выбрасывается из коробки. Отражатель может быть установлен на ресивере, и тогда под него в затворе есть специальный вырез. Также отражатель может устанавливаться непосредственно в затвор, и тогда он будет подпружинен или будет взаимодействовать с внешними деталями, например с шепталом. Многие считают, что первый вариант предпочтительнее, поскольку при нем неважно, как быстро вы отведете затвор. Гильза будет выброшена, как только встанет напротив окна коробки, при этом энергичность экстрагирования зависит только от мощности пружины отражателя. В других случаях недостаточно энергичное отведение затвора может привести к невыбросу гильзы.

В последнее время многие компании, выпускающие винтовки, озаботились безопасностью и начали оснащать затворы замками. Такое устройство позволяет закрыть оружие на ключ, практически исключив несакционированный доступ к нему. Конечно, любое вмешательство в конструкцию и ее усложнение может привести к поломкам, но пока особых жалоб на этот механизм нет. Система запирания надежна и при попытке взлома просто превращает оружие в бесполезную груду железа. К сожалению, в нашем законодательстве этот факт никак не отражен. По сути, для такого оружия сейф не нужен. Единственный минус — ключ можно или потерять, или забыть, и тогда охотник окажется с оружием, но без оружия…

Александр Кудряшов

Похожая запись

Добавить комментарий