Отечественные промысловики, для добычи пушного зверя, издавна применяют винтовки под патрон 5.6LR и дробовики всех распространенных калибров. Специфика охоты на пушного зверя заставляла промысловиков порой таскать по тайге сразу 2 ружья – «мелкашку» и дробовик, что, как можно себе представить, неудобно в высшей степени.

Эту проблему пытались решать не раз. Однако в российских реалиях, цена также всегда играла важную роль. То есть ружьё должно было быть не только удобным, но и дешёвым. Именно поэтому базой для «экспериментов» советского времени, стали дешёвые одностволки. Появлению комбинированного пуледробового ружья Иж-56, «Белка» предшествовали и иные конструкции, но именно оно стало настоящим подарком для промысловиков.

Историческая справка.
Эволюция отечественных «комбинашек».

История отечественных комбинашек, как самостоятельного типа оружия, предназначенного в первую очередь, для удовлетворения запросов профессиональных охотников, началась в середине 50-х. Именно тогда, отечественная оружейная промышленность вполне оправилась от последствий войны и справилась с валом заказов, вызванным перевооружением армии новейшим автоматическими стрелковыми системами. Появилась возможность уделить внимание и гражданским нуждам. К тому же, рабочие и инженерные кадры вполне повысили сою квалификацию, в том числе и при помощи немецких «репарационных» специалистов, а также «репарационной» же документации. Драконовские меры ограничения оборота нарезного оружия тогда ещё не наступили. А потому на просторах Родины, в немалом количестве бродили немецкие и, что было реже, разнообразного иного происхождения, бокбюксфлинты и дрилинги. Среди этих, вполне привычных для Германии, образцов охотничьего оружия, выделялись особенные, «помещичьи» ружья, о двух или трёх стволах, один из которых был малого нарезного калибра, типа .22LR или .22Hornet, а второй-третий – гладкие, небольшого (16-28) калибра. В Европе, эти ружья были призваны удовлетворять потребности крупных землевладельцев при их прогулках в собственных угодьях, где основной дичью были некрупные животные типа лисы или зайца, а также разные птицы. В России, именно эти ружья, оказались востребованы совершенно иной категорией людей. Тех, кого при царе называли промышленниками, а при Советской власти – промысловиками. Кое-кто из них ещё помнил подобные ружья, имевшие хождение ещё в царские времена, но тогда это были диковины, доступные по цене немногим. Последующие войны и разруха, совсем изменили арсенал промысловиков Сибири и Дальнего Востока – основной пушной «житницы» СССР. В ходу появились в большом количестве переделочные системы малых калибров 32-го, 28-го, 24-го. 20-й и 16-й были редкостью. 12-й и 10-й – вообще экзотикой. Нарезного оружия было мало. И тут, после, казалось бы, разрушительной войны, которая смела в переплавку массу охотничьих стволов, на охотников пролился «золотой дождь» трофейного и репарационного оружия. Дождь этот, к сожалению, был недолгим. Да и не таким обильным, как хотелось бы. Но вкус появился, приоритеты были расставлены. Его величество ПРОМЫСЕЛ, дававший Стране Советов, изрядную долю, столь необходимой валюты (нефтью мы тогда не торговали), требовал качественного, надёжного и недорогого оружия. Видя такое дело, партия распорядилась, а инженеры привычно взяли под козырёк.

В первую голову, требовалось считаться с необходимостью удешевления продукции, при её максимальном упрощении. Поэтому, основой промыслового ружья надолго стала одностволка. В то время, в производстве нескольких оружейных заводов, ориентированных на выпуск гражданской продукции, стояла одностволка системы Казанского, известная как ЗК (ЗКМ). Простая и удобная курковая система, оказалась вполне пригодной для дальнейшего развития. Как раз подоспела очередная модернизация этого ружья, и с 1955 г. в Ижевске стали выпускать ИжК-1. С неё-то конструкторы и начали заниматься комбинированным оружием.

Условия промысла требовали одновременного применения двух типов патронов: гладкоствольного, и нарезного малокалиберного, .22LR, именуемого в просторечии «мелкашкой». Сначала решили вопрос просто: ИжК-1 16 калибра и снабдили вкладным стволиком под «мелкашку». Получили ИЖК-4. Вкладыш имел тот же номер, что и ружьё, под которое он изготавливался. Эта схема напрашивалась сама собой, ибо по стране уже гуляло много подобных стволиков под рантовый патрон 7,62 мм от револьвера Наган. Похоже, что партия таких стволиков была как-то изготовлена фабрично. Но упоминаний об этом я нигде не встретил. Потом эту идею подхватили самодельщики. Расточить обрезок старого 7,62 мм ствола под нехитрую револьверную гильзу, практически не имеющую конусности, да ещё с утопленной пулей, дело совсем простое. К тому же и патрон – центрального боя, что упрощает ситуацию.

Это, быстрое и малозатратное решение, на поверку вышло непростым. Вкладыш делали по немецким образцам: с экстрактором, синхронизированным с экстрактором ружья, с чёткой ориентацией стволика внутри патронника (из-за несоосности точки удара бойка по капсюлю центрального боя и закраине «мелкашки»). Кроме того, вкладыш пришлось чётко пристреливать по прицельным приспособлениям ружья, что непросто и сейчас, а тогда создавало ещё одну головную боль. Вкладыш ведь не был жёстко соединён со стволом. Да ещё и был коротким (18 см). К тому же исключалась возможность быстрой стрельбы со сменой типа боеприпаса. Опыт вышел не совсем удачным, но всё же стволики продолжали время от времени выпускать весь период, пока производили ИжК, т.е. с 1955 по 1964 года. Точное количество выпущенных экземпляров установить не удалось. Однако, первый голод был утолён, и инженеры повернули свои взоры в сторону кардинальной переделки системы.

В 1956 году одновременно выходят два «дрилинга»: «Белка и «Олень». На последнем надо остановиться особо. Общий принцип действия механизмов «Оленя» от принципа действия механизмов «Белки» не отличался: двуствольная однокурковая система с вертикальным расположением стволов, селективным переключением срабатывания соответствующих ударников. Запирание – на один подствольный крюк с приводом от вертикального поворачивающегося рычага. Но разрабатывался и производился «Олень» на Златоустовском машиностроительном заводом (ЗМЗ), который был одним из производителей ружей ЗК. Поэтому внутри, механизм всё-таки отличается от такового у «Белки».

«Олень» задумывался как оружие ЗВЕРОВОГО промысла. Поэтому оба ствола его имели патронники 32-го калибра. Нижний, при этом, был или нарезной (первая партия в 200 ружей), или сверловки «парадокс» (последующая партия в 1000 шт.). Ружья снабжались заводской пулелейкой. Надо отметить, что 32 калибр был, судя по всему, выбран по двум причинам. Во-первых, этот калибр был вполне традиционен среди промысловиков, использовавших в основном недорогие передельные системы на основе винтовок Бердана, Мосина и Маузера. Во-вторых, «впихнуть» в колодку одностволки два ствола большего калибра, без ущерба для общего компановочного решения, оказалось невозможно.

Ружьё получилось оригинальное, вполне удобное и перспективное. Однако конструкция была не лишена «детских» болезней. Их бы и лечить, но в 1958 г. выпуск ружья почему-то прекратили. Видимо ЗМЗ полностью переключился на нужды армии.

Вернёмся к «Белке». Этот «двойник» выпускался Ижевским заводом, а сконструировал первую отечественную серийную «комбинашку»-промысловку инженер А.А.Климов. Новая модель, как было принято в те годы, получила наименование по году запуска в производство – Иж-56 «Белка». Различаются ружья 3-х последовательных выпусков: Иж-56-1, Иж-56-2 и Иж-56-3. Всего, Ижевский завод, с 1956 по 1964 гг. выпустил 108 946 экземпляров всех модификаций.

Впрочем, для многих охотников модель Иж-56 навсегда осталась просто «Белкой».

Иж-56-1. Этот первый вариант ружья видимо испытал на себе последствия единого Технического Задания, выданного как ЗМЗ, так и Ижевскому Заводу. Поэтому, компановка системы повторяет таковую у «Оленя»: нарезной малокалиберный ствол был размещён снизу, гладкий, 28-го или 32-го калибров – сверху. Стволы скреплялись те ми же двумя муфтами: в казённике и у дульного среза. Селектор переключения стволов – на шейке приклада. Однако ижевцы привнесли и свои новшества – сказался опыт работы над ИжК-4.

Стволы Иж-56-1 имели длину 725 (!) мм, как у полноценного дробовика. Понятно, что толстый малокалиберный ствол, при такой длине, весил бы изрядно. Поэтому, для уменьшения веса, собственно нарезную часть укоротили до 450 мм, путём высверливания. Шаг нарезов составлял 437 мм, т.е. пуля делала один оборот по нарезам. Этого было вполне достаточно, чтобы стабилизировать пулю, и значительно увеличить кучность стрельбы по сравнению с ИжК-4. Толщина стенок высверленной части была сопоставима со стенками гладкого ствола. Постоянный целик установили на гребне колодки, аналогично ИжК. Ни о каком посадочном месте под оптику и речи не шло. В остальном, это была всё та же, вполне знакомая одностволка Казанского: прямой приклад «английского» типа, запирание вертикальным поворачивающимся рычагом на один подствольный крюк. Курок – с отбоем, совмещённым с предохранительным взводом. Спица курка – прямая.

Выпускалась Иж-56-1 меньше года. Всего изготовили 31 903 экземпляра.

Должен отметить ещё несколько моментов. Пока писалась эта статья, в мартовском номере журнала «Мастер-Ружьё», вышла статья Александра Поварёнкова, также посвящённая «Белке». В ней, среди прочего, сообщались любопытные подробности, касающиеся именно модели Иж-56-1, а именно:

– что гладкие стволы выпускались только 32 калибра,

– что целик на колодке был перекидной, связанный с переключателем стволов.

Авторы постарались проверить данные сведения, обратившись к лицу компетентному и незаинтересованному – Браткову Олегу, оружейному мастеру из Владивостока, известному в ИНТЕРНЕТЕ (форум guns.ru) под ником Errero. Через золотые (без преувеличения) руки этого человека прошло немало «Белок» всех модификаций. Вот его ответы:

1. В его практике встречались ружья 1-ой модели со стволами как 32, так и 28 калибров.

2. Он ни разу не встречал ружей 1-ой модели с перекидным целиком. Только с фиксированным.

3. Один или два раза он встречал ружья 1-ой модели с нарезным стволом, равным по длине гладкому(!).

Авторы не хотят комментировать эти сведения. Как их воспринять и использовать – дело читателей.

Иж-56-2 функционально не отличалась от первой модели. Только в угоду технологичности, продолжение нарезного ствола предложили делать в виде штампованного кожуха, примыкающего к верхнему стволу. В серию эта модификация не пошла.

Почти сразу после начала использования «Белки», стало ясно, что стрельба из нарезного ствола требует изменения прицельных приспособлений. Постоянный целик не позволял вводить поправки при стрельбе даже на 25 и 50 метров. Кроме того, стрельба на дистанции 50 и более метров, да ещё по малоразмерным целям, требовали использования более длинного нарезного ствола и более совершенного прицельного приспособления – оптики.

Всё это было учтено при создании следующей (и последней) модификации. Учитывая огромный спрос на данный тип оружия и положительные отзывы по первой модели, в 1958 году Ижевский завод возобновил выпуск «Белки». Модернизированное (а по сути – новое) ружьё получило индекс Иж-56-3. Выпускалась «третья» «Белка» по 1964 год. Всего было произведено 77 043 экземпляра. Рассмотрим это ружье немного поближе.

Первое и главное отличие: стволы поменяли местами. Сверху располагался нарезной ствол, а снизу – гладкий. Калибр гладкого ствола оставили только 28-й. Длину стволов уравняли. Теперь она равнялась 650 мм. Шаг нарезов уменьшили до 400 мм. Достаточно длинный нарезной ствол стал ещё лучше стабилизировать пулю, а изрядная толщина позволила сделать его базой всей конструкции. Именно на нём закрепили дульную муфту, в которую свободно вставлен конец «плавающего» гладкого ствола. Всредней части стволов, ввели также прицельную муфту, на которой расположены целики. Здесь сказался учёт опыта использования «Оленя» – именно такой муфты не хватало ему для жёсткости ствольного блока!

Над патронником появились пазы «ласточкин хвост», предназначенные для установки оптики. Часть «Белок» комплектовались прицелом ПВС-1 ( 2,5*), устанавливавшемся на своём, специфическом кронштейне. Спицу курка «отогнули» вправо, дабы оптика не мешала взводить курок.

Конструкция получилась настолько удачной, что с 1958 года и по сей день, ВСЕ отечественные «промысловые» двойники, «пушного» типа, делаются по этой же схеме, правда, уже на базе классических двуствольных систем, в основном вертикалок: Иж-15 (база – Иж-12), ТОЗ-34-28/5,6, Иж-94 «Тайга» и «Север» (база – Иж-27). Надо сказать, что была модель, созданная на базе горизонталки – ТОЗ-28 (база – ТОЗ-БМ). Но это был не «двойник», а тройник (дрилинг) с двумя горизонтальными стволами 20-го калибра и нижним нарезным под специфический патрон 6,5 мм, созданный на базе гильзы от револьвера Наган. Мы умышленно не касаемся моделей ЦКИБа и экспериментальных моделей ТОЗа. Они не были по-настоящему СЕРИЙНЫМИ моделями, а цена их, если таковая предполагалась, была просто заоблачной. Что делало нереальным появление подобных ружей в руках промысловиков.

Однако недавно появилась модель Иж-94МР. Её появлению поспособствовали запросы американского рынка. Тамошние землевладельцы – люди часто небогатые. Но в удовольствии побродить по своим угодьям с ружьецом, они себе отказывать не хотят. Для этой цели, ещё со времён Великой Депрессии 30-х годов, принято применять ружья калибра 410. Идея дополнить такой дробовой ствол нарезным, под патрон бокового боя, витала в воздухе давно. Вот только стоили такие «двойники» по-европейски, а никак не по-американски. ИЖМЕХ решил эту проблему изящно, вспомнив наработки по «Белке». На базе Иж-18, был создан двойник калибра 410/.22LR. Кроме описанного, есть варианты с популярными у американцев патронами .17HMR и .22WMR. Механизм – традиционный для Иж-18, но с добавлением второго бойка и селектора выбора ствола. Сами стволы всё также не спаяны и скреплены муфтами в казне и у дульного среза. Гладкий – снизу, нарезной – сверху. Есть «ластохвост» для установки оптики. Т.е. налицо все особенности, получившие развитие именно в конструкции «Белки». Вот только качество исполнения стало несколько того… грубовато.

Круг замкнулся: попав к нам с запада, «помещичье» ружьё, сохранив идею, конструктивно переработалось и трансформировалось в недорогой инструмент промысла. После чего, оставив неизменными конструктивные принципы, перелицевалось обратно, в недорогое «прогулочное» ружьё. В коей ипостаси и обогнуло земной шар, отправившись покорять Дальний (для нас) Запад. Впрочем, и на родных просторах найдётся некоторое количество людей, небезразличных к такой конструкции. Кто-то купит современный вариант для ребёнка или собственных охотничьих прогулок. Ну а кому-то дорого обаяние старого, ставшего уже классикой, ружья, которое хоть и вытеснено из промыслового обращения, более современными, образцами, однако вполне годится на роль оружия для ходовой охоты и тех же пресловутых «охотничьих прогулок».

Абу Жорж

Похожая запись

Добавить комментарий