Пулемет РПД “не хуже и не лучше всех прочих” он по той простой причине, что с середины 40-х и до начала 60-х был единственным ручным пулеметом под промежуточный патрон, до появления РПК. В НАТО пулеметы такого класса появились только с появлением промежуточного патрона 5,56х45 в 70-х. Так что да, за 15 лет монополии в своем класс он стал культовым, культ которого передается из поколения в поколение. С РПК у нас такого феномена не было.. Ну и первый у нас из ручных пулеметов под чисто ленточное питание до появления ПК, не считая РП-46, в котором лентоприёмник – это костыль

Есть два типа людей: те, кто люто дрочат на РПД и те, кто его так же люто ненавидят. И если первое, очевидно, удобнее делать на диване, то люди второго типа, как правило, успели его потаскать на себе и поэксплуатировать. Действительно, РПК кроет РПД по массе, надежности, удобству эксплуатации, как Карлос Хэтчкок гуков. Но есть в РПД вещи, которыми он вырывает два очка у РПК: Харизма и кучность.

Именно первая из них заставила купить огражданенную версию, с названием которой для сертификации не заморачивались: “РПД-О”. Ручной Пулемёт Дегтярёва – Охотничий, ага. Первая вещь заставила, а вторая была обнаружена в качестве неожиданного и приятного бонуса. Насколько же сильно сертификаторы изуродовали боевой РПД, чтобы получить из него охотничий карабин, не считая новодельных следообразующих элементов в канале ствола и на зеркале затвора ? Полуавтоматический режим стрельбы, как и в ДП-О, получен переделкой и затворной и спусковой рамы. Правда, в отличие от ДП, в спусковой раме установлен не разобщитель, принудительно сбрасывающий связи УСМ, а дополнительное неподвижное жёстко вваренное шептало, которое взаимодействует с подпружиненным, так же новодельным, выступом в затворной раме.

При каждом “перескоке” затворной рамы в заднее положение после выстрела, этот выступ защелкивается на шептале. Отпускание спускового крючка освобождает основное шептало, которое отжимая новодельный подпружиненный выступ затворной рамы вверх, сбрасывает её с новодельного неподвижного шептала и тут же перехватывает раму за штатный вырез. Отжим штатным шепталом новодельного выступа в затворной раме происходит, поскольку пружина штатного шептала жестче пружины выступа. Мудрено сказал, работает это проще 🙂 Ну а тактильно при отпускании спускового крючка ощущается небольшой щелчок.Второе отличие охоткарабина РПД-О от пулемета РПД – это ограничение ёмкости… да, не только ленты, но и новодельного “магазина”, называемого в народе “портсигаром”. Он состоит из корпуса, приваренного к основанию лентоприёмника и жесткого щитка, приваренного к крышке лентопротяга. Обрезок ленты на 7 патронов может подаваться ТОЛЬКО из “портсигара”.

В обход него ленту не вставишь. Зачем так было издеваться над несчастным пулеметом, уменьшая его коллекционную ценность, знают только сертификаторы. По слухам, после появления охоткарабина “Максим” с чисто ленточным питанием, ничто не мешало ему переваривать длинные ленты на 250, что привело сертификаторов в замешательство и вызвало запрет на ленточное питание в гражданском оружии. И тогда инженеры ЗиДа, движимые жаждой наживы, придумали этот “портсигар”, сильно не вмешиваясь в конструкцию оружия, и назвали его магазином.Но и на этом отличия от пулемета не закончились. Наконец третье ! Как ни странно, это газовый регулятор. Если барабанчик газрегулятора РПД-44 имеет три положения и три канальца с увеличивающимся проходным сечением от 1 к 3, то в охоткарабине все три канала раздуршлачили до размеров тоннеля метро (гусары, молчать!).

Такое необычное конструктивное решение было вызвано желанием поднять до максимума давление в газовом двигателе, увеличив скорость отката подвижных частей, чтобы затворная рама ГАРАНТИРОВАННО защелкивалась на новодельном шептале, расположенном дальше штатного, даже на самых протухших тульских патронах. Автоогонь нам не нужен! Особенно, на контрольном отстреле 🙂К слову, первые конверсионные образцы РПД-О шли без “портсигаров” и с непиленными газрегуляторами. Но даже несмотря на эти издевательства, творение Василия Алексеевича, серийно выпускавшееся в нескольких странах, нисколько не утратило своей Харизмы и, несмотря на невозможность полноценного ленточного питания, к нему по прежнему можно примыкать короб, который производитель рекомендует использовать для хранения этих семипатронных огрызков, которых прикладывается к карабину аж семь штук. Ну или использовать его, как удобную подставку для левой ладони при стрельбе стоя с плеча.

Упомянутая мной в начале поста чрезмерная масса РПД дает ему возможность стрелять с такой кучностью, которая, наверное, пулемету и не нужна. Первая в жизни группа из РПД-О на 40 метров Барнаулом, лежа с сошек, с открытого прицела, с заднего шептала, из очень неудобного положения, получилась 2МОА и это без отрывов. Если нивелировать все субъективные мешающие факторы, думаю, что одну большую дырку с рваными краями сделать получится. Из ВПО-134 (РПК) такого не получалось…Что же касается обобщенных впечатлений от общения с “Ручным Пулемётом Дегтярёва – Охотничьм”, то они сугубо положительные. Он однозначно “маст хэв” в арсенале любого пострелушечника или коллекционера. И большое СПАСИБО сотрудникам ковровского завода за то, что предлагают эти “карабины” по не самой высокой по современным меркам цене.

Алексей У.

Похожая запись

Добавить комментарий